Золотые «Щелкунчики»

Фото: Наталья Разина

Фото: Наталья Разина

31 Января 2019

Золотые «Щелкунчики»

В Концертном зале Мариинского театра 16 января состоялся гала-концерт лауреатов конкурса «Щелкунчик».

Популярный Международный телевизионный конкурс юных музыкантов был инициирован телеканалом «Культура» в 2006 году и с тех пор проводится ежегодно. Гала-концерт представил лауреатов прошлых лет — Софи Лейфер, Тимофея Яхнова и Максима Ландо, которые к настоящему времени уже стали успешно гастролирующими солистами.
Программа вечера порадовала не одними исполнительскими удачами — в ней очевидно прочитывался и просветительски-образовательный замысел: от Скрипичного концерта Макса Бруха, не часто звучащего в наших залах, и еще более редкого на филармонической эстраде Концерта Рихарда Штрауса для гобоя с оркестром — к популярнейшему во всем мире Первому концерту для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского
Начну с Софи Лейфер, покорившей публику своим исполнением Концерта соль минор Бруха. В австро-немецкой аудитории этот Концерт ценят очень высоко, ставя его рядом с шедеврами Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Брамса. Педагоги охотно предлагают Бруха в старших классах музыкальных школ. У нас же этот замечательный композитор-романтик нынче словно заново завоевывает известность. В небрежных рецензиях случается прочесть
о Скрипичном концерте Бруха, что он слеплен по лекалам Брамса. «Угадав» бросающуюся в глаза общность романтических идеалов, критики не потрудились заглянуть в словари: Концерт Бруха написан едва ли не десятью годами ранее Концерта Брамса.
Но вернемся к 14-летней скрипачке из Нидерландов. Взяв скрипку в руки в четыре года, Софи Лейфер обучалась в Маастрихтской академии музыки, а в настоящее время занимается под руководством российского педагога Захара Брона в Интерлакене (Швейцария). Своего золотого «Щелкунчика» Софи получила в 2016 году и с тех пор стала лауреатом многих международных конкурсов.
…Поддержанный оркестром речитатив скрипки, напоминающий эпический зачин рапсода, подводит к ритмически упругому, страстному «взлету» скрипки-соло, к широкой, экспрессивно насыщенной лирической мелодии. В разработке — диалоге солиста и оркестра, в пассажах то лирико-элегических, то бурных, виртуозно-драматических — Софи Лейфер проявила не по годам зрелое чувство романтического стиля. Упоение красотой мелодических образов в божественном Аdagio, размашистая горделивая поступь финала были переданы юной скрипачкой темпераментно и в то же время с бережным вниманием к интонации, к чистоте собственно скрипичного голоса.
Совсем иная задача стояла перед ее 14-летним сверстником, гобоистом Тимофеем Яхновым — проникнуться прощальным настроением Концерта Рихарда Штрауса. Эта страница завещания композитора датирована 1945-м годом, когда в руинах лежал его родной Мюнхен, когда были разрушены оперные театры и залы в Вене, Дрездене, Берлине, где проходили премьеры симфонических поэм и опер Штрауса. Но в музыке Концерта — только свет и преклонение перед жизнью: « Я не выношу трагической атмосферы современности. Я имею право писать ту музыку, которая мне нравится, не правда ли?» — вопрошал композитор на девятом десятке жизни. И совсем не случайно тема судьбы из гобойного концерта напоминает мелодию из последнего раздела автобиографической «Жизни героя» — это эпилог жизненных странствований, прощание с земным миром. Восхитимся не только совершенным звуком гобоя Тимофея Яхнова, его безупречной техникой, но и глубиной понимания закатного опуса Штрауса.
Чем же мог удивить 13-летний американец Максим Ландо, отважившийся сыграть
в России Первый фортепианный концерт Чайковского? Но удивил же! И прежде всего тем, что не стал никому подражать, порой даже (простим это заносчивой юности!) нарочито избегая не то что клише, но устойчивых исполнительских традиций. Он вонзался в клавиатуру с такой страстью, что казалось, опрокинет рояль. С неожиданной мощью
и силой выращивал яркие кульминации и вместе с тем подарил немало лирических откровений и в первой части и в Andantino semplice , где скерцозные эпизоды с «мелкой» техникой, несмотря на предельные темпы, сыграл с филигранной чистотой. В финале буквально свинговал в украинской веснянке, поражая ритмической свободой, могучими октавами и коллонадами аккордов… Управлявшему мариинским оркестром Тимуру Зангиеву отдадим должное — он справился со столь разнохарактерными произведениями и чутко реагировал на «капризы» солистов.
Программка концерта украшена логотипом конкурса «Щелкунчик» и инициалами E. B. [Evgenii Bogdanov], под патронатом которого прошел описываемый гала-концерт. Вот что рассказал директор по развитию группы строительных компаний «Румпу» Евгений Геннадиевич Богданов после концерта.
— Я сам из Выборга и познакомился с Вячеславом Ивановичем Лупачевым, когда он по просьбе Валерия Гергиева пытался возродить Певческое поле, доставшееся нам от финнов, приспособив его под летнюю сцену для театра. Но дальше проектов дело не пошло, Мариинский давал свои спектакли в Выборгской крепости. После безвременной кончины Славы, я принял участие в создании Фонда развития и поддержки музыкальной культуры имени Вячеслава Лупачева вместе с его вдовой Еленой Александровной Лариной. Мы провели в Выборге 1-й фестиваль «Поющая Балтика» для детских хоров из Санкт-Петербурга, Хельсинки и Таллинна; свыше 200 юных хористов приняли в нем участие. Будем продолжать усилия по возрождению единственного в России Певческого поля и проведению Международного хорового фестиваля в Выборге.
Вместе с Е. А. Лариной мы решили поддержать конкурс «Щелкунчик», создав премию для победителей конкурса — профессионально записанный и оформленный компакт-диск, на котором запечатлена музыка в исполнении лауреата. Такой диск, помимо прочего, может служить своего рода досье-резюме музыканта для представления импресарио и артистическим агентствам. Первый такой СД-приз мы вручили Тимофею Яхнову. Следом будут изготовлены компакт-диски «щелкунчиков» из Болгарии, Японии и России. Мы благодарны Валерию Гергиеву за содействие в организации сегодняшнего концерта и планируем дальнейшее сотрудничество с Мариинским театром.
— А мы признательны вам, Евгений Геннадиевич за поддержку молодых музыкантов — они наше будущее.
Иосиф РАЙСКИН
На фото: Тимофей Яхнов, Софи Лейфер и Максим Ландо

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~AQvrd


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента»
С 19.05.2022 19:10:00 по 04.10.2022 20:10:00 «Первые биографы Блока. Мария Бекетова» и «Первые биографы Блока. Корней Чуковский»
С 19.05.2022 20:50:00 по 04.09.2022 21:50:00 «Вигилиус Эриксен – портретист императрицы. К 300-летию со дня рождения»
С 27.05.2022 22:50:00 по 23.10.2022 23:50:00 «Люблю тебя, Петра творенье…»
С 08.06.2022 13:30:00 по 25.08.2022 14:30:00 Именем Петра
С 16.06.2022 13:30:00 по 13.09.2022 14:30:00 «Русское лоскутное шитье»
С 16.06.2022 14:50:00 по 13.09.2022 15:50:00 «Русское лоскутное шитье»