Жизнь человека — главная ценность

Фото: Ксения Худик

Фото: Ксения Худик

30 Июня 2020

Жизнь человека — главная ценность

В конце мая в рамках проекта «Вместе увидеть музыку», организованного агентством «Музыкальный Клондайк» и Ассоциацией музыкальных театров, состоялась очередная онлайн-встреча руководителей четырех ведущих театров Санкт-Петербурга и Москвы. Актуальные вопросы выживания культурных учреждений в условиях пандемии коронавируса обсудили Юрий Александров (государственный камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера»), Александр Петров (Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье»), Георгий Исаакян (Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац), Дмитрий Бертман (музыкальный театр «Геликон-Опера»). Генеральный директор информационного агентства «Музыкальный Клондайк» Елена Лащенко выступила в роли модератора встречи.

Душа города
Встреча началась с обсуждения позиции Владимира Кехмана, которую он обозначил в разговоре с журналистом газеты «Московский комсомолец». Художественный руководитель Михайловского театра оперы и балета и Новосибирского академического театра оперы и балета считает, что в дальнейшем будет сложно сохранить то количество музыкальных театров (самого дорогого для государственного содержания типа театра), которое существует сегодня. По мнению Владимира Кехмана, необходимо понять, можно ли позволить в сложившихся обстоя-тельствах такую роскошь, как содержание собственной труппы в музыкальном театре в каждом большом городе. Мы не будем в данной статье анализировать это интервью, читатели могут самостоятельно ознакомиться с ним. Участники встречи «Вместе увидеть музыку» поделились своим мнением о том, что театр значит для города и почему так важно сохранить городские театральные труппы, в чем разница между гастролирующим и репертуарным театром. 
Как справедливо отметил Георгий Исаакян, эпидемии приходят и уходят, а культура остается. Даже самая знаменитая эпидемия последнего столетия — эпидемия испанки — 
не привела к ликвидации театров навсегда в какой-либо стране. «Постоянно существующий музыкальный театр — это признак жизни в городе, свидетельство того, что это цивилизованное общество», — и с этим высказыванием худрука детского музыкального театра имени Наталии Сац сложно поспорить.
Юрий Александров, создатель «Санктъ-Петербургъ Оперы», искренне признался, что очень соскучился по театру, артистам, публике. Он считает, что перевести театральный труд в деньги практически невозможно: театр в городе, а тем более провинциальном, — это душа этого города, его художественная «церковь». Местная постоянная сценическая труппа — это основа театра, та семья, в которой воспитываются общечеловеческие ценности: город обожает свои театры, артистов, которые прожили с ними жизнь. «Мы не можем превратиться в прокатные площадки <…>. В самые тяжелые времена работали театры. Нас не надо спасать <…>. Мы сами решим свою судьбу», — взволнованно прокомментировал свою позицию Юрий Александров.
Дмитрий Бертман, руководитель «Геликон-Оперы», сравнил участников этой встречи, режиссеров музыкальных театров, с «представителями» Красной книги: «Мы все руководим репертуарными театрами, трое из нас создали театр с нуля, Георгия Исаакяна тоже можно назвать создателем. <…> Это наша жизнь, это наша природа, мы не сможем измениться. <…> Мы режиссеры, а не постановщики, это другая профессия. То, что мы сделаем в своем театре, никогда не сделаем в других. <…> Там каждый артист выполняет функцию. <…> В своем театре мы воспитываем коллектив, новое качество тетра, публику». Дмитрий Бертман подчеркнул участие Правительства Москвы в судьбе столичных театров: администрация города сделала грандиозные шаги в данном направлении. Чиновники понимают, что ресурс творческих сил чрезвычайно важен для города, поэтому было сделано все, чтобы сохранить в Москве артистов. «Ценность и душа любого города — это театр. Город — это храмы, музеи и театры, разнообразные исторические объекты, не только здания, но и труппа», — так считает Дмитрий Бертман. После врачей культурные деятели — это вторая стратегическая сила, которая отвечает за сохранение цивилизации.

Коронавирус и его последствия
В настоящее время руководители театров столкнулись с большими проблемами — это организация возврата денег за купленные ранее билеты, сохранение профессиональных компетенций артистов (артистам балета, музыкантам, вокалистам нужны тренировки, репетиции), привлечение зрителей в залы в будущем, организация безопасного пребывания в театре как артистов и служб театра, так и публики.
Безусловно, участники встречи попытались найти плюсы в этой сложной ситуации.
По словам Георгия Исаакяна, это важное время для художников и некий момент истины для здравоохранения, образования, экономики. В довирусную эпоху у художников отняли привилегию думать в тишине, теперь времени на размышления у людей оказалось необычно много. Коронавирусная реальность заставила найти другой тип контакта со зрителями, люди обратили внимание на простейшие вещи, о которых раньше даже не задумывались. «Если серьезно, мне кажется, что эти дни и недели вынужденного молчания позволили понять, что мы хотим делать дальше и как», — 
отметил Георгий Исаакян.
Александр Петров назвал тренд этих двух месяцев — «победивший всех и вся онлайн»: Интернет — это уже не только способ передачи информации, а способ существования, другая планета, на которой джойстик — это бог, а бот — собеседник. Важно, что люди вновь задумались о том, что такое жизнь и смерть, осознали ценность человеческой жизни. По мнению Александра Петрова, из культурного повествования «должно уйти ощущение нарратива, а остаться должен сюжет, и жизнь человека оказывается ценнее всего». Таким образом, можно и нужно ожидать конструктивных изменений в творчестве, которое будет возникать в ближайшем будущем.
Дмитрий Бертман поделился своей точкой зрения: «Это полностью отрицательная история, антигуманитарная. Никаких преференций она не дает». Следует, однако, отметить, что благодаря режиму самоизоляции руководители театров поняли, насколько важно профессионально записывать спектакли — с качественным звуком, светом, аппаратурой. Как считает руководитель «Геликон-Оперы», если человек посмотрит плохую съемку, он не придет в театр. Поэтому в будущем необходимо выделить отдельную статью в бюджете на запись фонда спектаклей.
Юрий Александров признался, что для него показ спектакля через Интернет — это «четвертая стена», это катастрофа. «Картинка не дает простора, объема», — пояснил худрук «Санктъ-Петербургъ Оперы». По словам Юрия Александрова, театру важна труппа, ее эстетика, ансамбль. Возобновить творческий процесс (возможно, в сентябре) будет очень сложно: артисты «молчат» более двух месяцев, репетиционный процесс потребует много времени…

Что нас ждет
Дмитрий Бертман порассуждал о том, каким образом будут возвращаться театры в нашу реальность. На первом этапе необходимо «войти» в здание театра и начать здесь новую онлайн-историю: концерты, встречи с артистами, камерные спектакли. По его мнению, оперные театры откроются в последнюю очередь, поэтому сегодня важно подготовиться морально, удержать связь с труппой и публикой. Перед руководителями театров стоит задача сделать так, чтобы зритель не испугался и пришел в театр.
Несмотря на всю непредсказуемость настоящего, режиссеры думают о будущем.
«Санктъ-Петербургъ Опера» планирует премьеры — «Электра» Рихарда Штрауса и «Русская тетрадь» Валерия Гаврилина, а также «сложносочиненный» спектакль «Я другой такой страны не знаю, где так…». 
Александр Петров пообещал, что 4 сентября спектаклем «Отелло» Джузеппе Верди откроется новый сезон. Ближе к школьным каникулам ожидается выход детского триллера «От рассвета до заката» по книге Валерия Бианки «Как муравьишка спешил домой» (поэт — Вадим Жук, композитор — 
Роман Львович). Закончится полугодие спектаклем «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта, совместной постановкой для студентов Александра Петрова и всей труппы «Зазеркалья».

Театр — наше общее дело
Юрий Александров прокомментировал: «За годы нашей работы мы своего зрителя воспитали. <…> Это наша публика, которую от нас оторвать нельзя. <…> Мне очень хотелось, чтобы мой театр был общедоступным. Надеюсь, что соскучились зрители. <…> Театр — это наше общее дело. Для меня публика — это такой же артист, как и действующие лица. От их реакции, от их интеллекта, подготовленности очень многое зависит в спектакле. Я призываю нашу дорогую публику: помогите нам пережить этот непростой период, поддержите театральные коллективы». 
По мнению Дмитрия Бертмана, в театр придет публика, которой необходима эта особая «театральная вибрация», которую не может передать Интернет. Однако люди будут бояться вируса, поэтому руководители театров должны взять на себя ответственность за безопасность.
Как справедливо отметил Александров Петров, за это время все «изголодались» — и артисты, и публика; таким образом, «эта пауза пробудит аппетит». «Зал должен отдать ту любовь, которая всех нас делает нас соучастниками. Театр без зрителя никого не волнует», — резюмировал руководитель «Зазеркалья».
Что ж, мы действительно истосковались по реальному общению друг с другом, с искусством, потому что именно возможность сопереживать и делиться — это то, что делает нас живыми, помогает существовать здесь и сейчас. Эта пауза должна стать стимулом для дальнейшего развития. 
Скучаем, ждем, надеемся.
Ксения ХУДИК
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 6–7 (178–179), июнь-июль 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~R7JC7