Земля Калевалы празднует столетие независимости

26 Апреля 2018

Земля Калевалы празднует столетие независимости

В декабре минувшего года Финляндия отпраздновала 100-летие независимости. Частью юбилея стали многочисленные художественные проекты.

Массовый характер приобрел балетный флешмоб «Вся Финляндия танцует». Надо было разучить небольшой танец, создав его самому или выбрав из предложенных,
записать на видео и выложить в Сеть. Довольно неожиданно, но Финляндия оказалась очень балетной страной, участвовали семьи, коллективы, целые офисы, а наибольшее число «лайков» набрал танец мэра Хельсинки с сотрудниками его офиса, выложенный в Сеть.
Поэтому совсем не удивительно, что к своему юбилею финны создали не оперу, а балет: в Финской национальной опере в Хельсинки прошла мировая премьера «Земли Калевалы», последней работы датского хореографа Кеннета Греве, возглавлявшего балетную труппу театра в течение десяти лет.
«Земля Калевалы» — это не пересказ сюжета известного национального эпоса, а погружение в национальный характер, историю страны и сегодняшний день. А сами мифологические герои «Калевалы» — Айно, Вайнемюйнен, Ильмаринен, Лемминкяйнен и другие, хотя и представлены на сцене, носят лишь характер неких вечных положительных финских типажей, таких же, как и обобщенные силы зла, воплощенные в образе Лоухи из Похьёлы. Конечно, не обходится и без персонификации «сису» (sisu) — воплощения финского духа, мужественного, упрямого и бесстрашного. Сису в балете — это десятилетний мальчик в серебряном костюмчике, сопровождающий главных героев. Вы, наверное, уже поняли, что для того, чтобы «прочитать» все мемы нового балета, нужно по-настоящему погрузится в финские реалии и историю. Театр предложил зрителям сделать это еще до спектакля: совершить экскурсию в закулисье, где встретить героев эпоса и истории своей страны от легендарного кузнеца Ильмаринена, кующего Сампо в трюме театра, до Angry Birds (злых птиц). Это в какой-то мере подготовило к нестандартному зрелищу, ожидавшему публику далее. Представить политическую историю страны в течение нескольких часов в балете — задача не из простых, но Кеннет Греве с успехом с ней справляется, разделяя ее на 20 эпизодов, начиная от таяния ледников и заканчивая торжеством информационных технологий и общим единением. «Вместе — мы сильны» — вот финальный аккорд балета. В целом же он является одновременно эклектичным и единым зрелищем, которое неожиданно не отпускает зрителя до финала. Конечно, «Земля Калевалы», как и всякий балет, рассказывает историю упрощенно, может быть, немного наивно, но узнаваемо и внятно. Греве использует для этого разные танцевальные языки и хореографические стили от классики до рок-н-рола. Подключает и другие искусства: тут и ожившая картина Акселя Галлен-Каллелы «Мать Леминкяйнена», и песни в исполнении Хора Финской национальной оперы и вокального ансамбля «Вярттиня», которым подпевает зал. Музыка вообще представляет собой достаточно пеструю компиляцию от Сибелиуса до фольклора и поп-музыки с участием аккордеониста-виртуоза Киммо Похьёнена с массой узнаваемых для финского уха мелодий. Интересно, что наряду с мифологическими персонажами на языке танца изъясняются собиратель «Калевалы» Лённрот, создатель финской валюты Снеллман и президент страны Урхо Кекконен (последний представлен сразу пятью персонажами, так как Кекконен избирался пять раз и стоял во главе страны четверть века). Греве не боится браться за тему гражданской войны, проблем деревни и женской эмансипации; рассказ о Зимней войне с Советским Союзом лишен политического подтекста, а успехи и победы Финляндии — ложной патетики. Наоборот, чем ближе к финалу, тем больше юмора: и вот на сцене появляется лыжник, прыгающий с трамплина, выезжают на роликах хоккеисты, поигрывает мышцами затянутый в кожу секс-символ Том оф Финланд, выходят Angry Birds. Наконец, и оркестр вместе с дирижером Ником Дэвисом тоже поднимается на сцену и начинает отплясывать вполне конкурентоспособно. В зале включается свет, туда летит вихрь бумажек, и зрители становятся частью общего действа. «Отпразднуем столетие вместе» — говорит нам финал «Земли Калевалы», где эпические персонажи оказываются частью современности, а история обращена в будущее.
Достаточно условные декорации, свет и видеодизайн сливаются воедино в работе Микку Кунтту и Ари Левела. Костюмы Эрики Турунен по-настоящему удачны. Работа же самого Греве членится на небольшие эпизоды, каждый из которых самодостаточен, например кордебалет «туонельских» лебедей, с одной стороны, отсылающий к Сибелиусу, с другой — к «Лебединому озеру», но со зловещей окраской. Состав солистов, как и труппы в целом, интернационален, выделяется Ильмаринен в исполнении российского премьера Сергея Попова и Лоухи, танцуемый Ханако Матсуне.
Вера СТЕПАНОВСКАЯ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~tsLjj