Юрий Георгиевич Димитрин (1934–2020)

Фото из личного архива Ю. Г. Димитрина

Фото из личного архива Ю. Г. Димитрина

8 Февраля 2020

Юрий Георгиевич Димитрин (1934–2020)

Ушел из жизни либреттист Юрий Димитрин. Думается, нет ни одного деятеля нашей музыкальной сцены, кто не слышал бы о его работах, не обращался бы к мыслям и терминам его статей, даже не всегда зная имя автора. 

Юрий Георгиевич иногда называл себя «последним из могикан либреттного дела». И прикладывал огромные усилия, чтобы заинтересовать молодежь своим искусством, объяснить композиторам, дирижерам, режиссерам значение редкой профессии. Но был он и первопроходцем. Им были написаны десятки либретто для современных авторов, в том числе опер «Братья Карамазовы» А. Смелкова и «Прóклятый апостол» П. Геккера, первой отечественной рок-оперы «Орфей и Эвридика» А. Журбина; первых русских версий «Дидоны и Энея» Г. Пёрселла, «Колокольчика» Г. Доницетти, «Мнимой садовницы» В. А. Моцарта, «Лунного мира» Й. Гайдна, «Прометея» К. Орфа и многих других. Первая монография о либретто оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда»… Первый либреттологический сайт на русском языке… Первое в России учебное пособие для музыкальных драматургов... Первый курс лекций на эту тему… Первый либреттоведческий сборник, вышедший в прошлом году… 
А сколько классических и современных опер и оперетт благодаря Димитрину стали репертуарными! 
Я знаю, что Юрий Георгиевич надеялся увидеть на сцене свою музыкальную комедию «Да здравствует папа!» по комической опере Г. Доницетти, свою редакцию «Орестеи»
С. Танеева. Он рассчитывал вновь заинтересовать театры «Фламандской легендой» Р. Гринблата, «Таборной оперой» В. Устиновского. Нужно упомянуть и другие незаслуженно забытые названия, о пропаганде которых Юрий Георгиевич не успел в той же степени позаботиться: «Эзоп» Б. Архимандритова, «Маскарад» И. Рогалёва. Творческое наследие Димитрина ждет не только своих исследователей, но и продюсеров, режиссеров, композиторов.
Мы познакомились с Юрием Георгиевичем в 2009 году, когда я только искала свой путь. И, возможно, без его советов я не поступила бы на театроведческий факультет Санкт-Петербургской академии театрального искусства (ныне РГИСИ). Юрий Георгиевич был Учителем с большой буквы, хотя и не считал себя профессиональным педагогом. Он учил не только азам ремесла. Он учил широте и полету мысли, глубине анализа проблем, высокой ответственности за каждое слово. Его эстетика неотделима от его этики, от идеалов, которым он был верен, несмотря на все бури и сомнения нынешнего времени. С идеями Димитрина можно не соглашаться, но нельзя не уважать их. Нельзя не восхищаться блеском и точностью мысли, ясностью принципов, обаянием и цельностью личности.
Теперь уже не услышишь живых интонаций его голоса, не увидишь вспышек в проницательных глазах, не поразишься 
новым неожиданным суждениям. Человек ушел в край легенд и воспоминаний, в мир тех творцов, с которыми ему доводилось сотрудничать. Пусть не сразу будет осознан настоящий масштаб утраты. Но ваши уроки, Юрий Георгиевич, ваш духовный свет останутся с нами навсегда!
Софья ЖУРАВЛЁВА

Ушел настоящий Мастер, достойно завершив свой земной путь и подведя итоги жизни во многих своих произведениях последнего десятилетия.
Он являлся признанным лидером отечественной драматургии музыкального театра. И как театральный практик, демонстрировал необычный для профессии либреттиста драматургический уровень и подлинное литературное мастерство. Либреттист — редкая профессия. Непростое и неблагодарное ремесло в его лице нашло выдающегося профессионала, яростного защитника, внимательного исследователя.
Он автор более восьмидесяти пьес для музыкальной сцены (оригинальные либретто, переводы, сценические редакции, сценарии, новые либреттные версии). Свыше шестидесяти опер и оперетт с его либретто поставлены на театральных сценах, выпущены в свет музыкальными издательствами, изданы фирмами грамзаписи, вышли в эфир в качестве музыкальных телефильмов. Многие работы Димитрина известны и тем, кто никогда не бывал ни в оперном театре, ни в театре оперетты. Ведь он — автор либретто первой российской рок-оперы «Орфей и Эвридика», которая не покидает сцену уже почти полвека и давно вошла в Книгу рекордов Гиннеса.
Искусство либретто Юрий Димитрин превратил в науку, написав несколько книг и создав учебный курс по теории либретто и прекрасный, не имеющий аналогов в мире интернет-проект «Либретто во сне и наяву». В нем представлена сама теория и размещены полные тексты пьес автора для музыкального театра… и еще многое, многое другое, что составляет секреты профессии. Пособия и советы выдающегося либреттиста будут служить опорой юным и зрелым профессионалам жанра, помогать им отстаивать свои замыслы в сотворчестве с композиторами и постановщиками.
Член Союза театральных деятелей, творческих союзов писателей, журналистов, литераторов, член Всемирного клуба петербуржцев, Юрий Георгиевич Димитрин оставил неизгладимый след во всех сферах своей творческой деятельности. Его имя навсегда запечатлено в высоком искусстве музыкального театра, в отечественной культуре.
Сергей ИВАНОВ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 02 (174), февраль 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~sODrm