Юбилейный марафон фортепианных дуэтов

3 Апреля 2015

Юбилейный марафон фортепианных дуэтов

20 и 22 февраля в Малом зале консерватории им. А. К. Глазунова был аншлаг, 22-го — даже при открытых дверях с выносными скамьями для слушателей. Десятилетний юбилей Санкт-Петербургского объединения фортепианных ансамблей в формате двух концертных вечеров прошел ярко и насыщенно.

Открыл юбилейный марафон дуэт Татьяна Беззубенкова — Светлана Коннова, с первых звуков насытивший атмосферу зала изящными ритмами «Польки» М. Глинки, а после его же «Экспромта в форме галопа на тему Г. Доницетти из оперы "Любовный напиток"». Затейливость и узорчатость партий, «звончатость» рояля задали праздничный тон вечеру. Три пьесы
С. Слонимского — «Школьный полонез» с испанской романтической фанфарностью, «Танец Кота в сапогах» в блюзовых гармониях и ритмически прихотливый «Венгерский марш» — вызвали продолжительные овации благодарной публики.
Контрастно прозвучал второй номер концерта — дуэт Татьяны Борисовой и Ирины Портной, исполнивший фрагменты сюиты «Ревизская сказка» А. Шнитке — Увертюра, «Детство Чичикова», «Шинель», «Завещание». Исполнители чутко передали оркестровую наполненность оригинала, многопластовость не только фактурную, но и смысловую. Мир персонажей Гоголя погрузил слушателей в характерные образы русской действительности 1-й половины XIX века: уездные скуку и тоску, переданные композитором через нарочитую однообразность фактуры, жужжащей, будто веретено. Исполнители искусно передали гравюрные тона литературного оригинала, а щипки струн рояля с их клавесинно-придворно-приторным тембром звучания вызвали аллюзию с Органчиком Салтыкова-Щедрина, летящим над городом Глуповым. Под ритмическое остинато слушатели как бы пронеслись над Петербургом гоголевских времен, вспомнив знаменитое: «Скучно жить на этом свете, господа!»
И в завершение первого отделения концерта — русская романтика: фрагменты из Сюиты-фантазии соль минор С. Рахманинова в исполнении Анны Шелудько и Евгения Изотова. Исполнение «Баркаролы» — с гибкой, пластичной темой, подчеркнуло образы печали, плавности водной стихии. Контрастно прозвучали «Слёзы» и «Светлый праздник», глубина и колокольность которого оставили яркое впечатление.
Второе отделение концерта открыл дуэт Игоря Тайманова и Натальи Карасёвой. Вальс «В честь Диккенса» Л. Десятникова прозвучал по-камерному уютно, и композитор, и исполнители —
в прошлом выпускники Ленинградской консерватории, сумели передать ностальгию и свойственный поэтике Диккенса «дух семейного очага». Исполнителей отличали чуткая диалогичность фортепианных партий и бережное отношение к звуку.
Тем задорнее прозвучало — вихрем пронеслось Концертино Д. Шостаковича. Перипетии взаимодействия партий не могли оставить слушателей равнодушными, и они бурно аплодировали исполнителям. Произведение, написанное Д. Шостаковичем в предчувствии «оттепели», прозвучало темпераментно. И контрастные тематические образы, и «глиссандные» вихри держали публику в максимальном напряжении до финального эмоционального всплеска.
Дуэт Spectrum-Duo в составе Марина Климова — Надежда Медведева открыл своё выступление тремя пьесами В. Бибергана из цикла «Далекое близкое». Ряд миниатюр — будто детская книжка с цветными картинками, озвученная музыкальной шкатулкой. Первая пьеса — «Карусель», исполненная красочно и увлеченно, очаровала слушателей, а пьеса «Отзвуки театра» с ее волшебными образами — порханием птиц, па невесомой балеринки и Карабасом-Барабасом на басах (а без него какой сказочный театр?) — вызвала невольную улыбку и воскресила картины детства. Искрометная «Полька-бабочка», давно полюбившаяся петербургской публике, словно приглашала к танцу.
На этой воодушевляющей волне пианистки исполнили посвященные им три рок-зонга Г. Белова. Если «Зонг весны» подарил приятное отдохновение, то «Зонг протеста», с остроугольными конструкциями, кластерами и многоярусной фактурой, напомнил неумолимостью ритмической сетки «Dona nobis pacem» из Третьей симфонии А. Онеггера. Финальный «Зонг Дружбы» — подобно собирающемуся из осколков зеркалу, в котором начинает проявляться портрет, основан на оптимистичной, богатой параллелизмами, «закадычной» до-мажорной теме и завершается «апофеозом дружбы» — краткой цитатой из «Gaudeamus igitur», вызвавшей воодушевление слушателей.
Украшением концерта стал дуэт Анастасия Рогалёва — Дмитрий Петров, особое, проникновенное туше которых в Колыбельной П. Чайковского произвело магическое впечатление, а мастерски сделанная дуэтная обработка И. Рогалёва рахманиновской фортепианной версии подчеркнула оркестровый потенциал фактуры, напомнив лучшие образцы балакиревских обработок. Во втором произведении своей программы исполнители показали абсолютное попадание в образ — прозвучали «Половецкие пляски» А. Бородина, также в обработке Рогалёва. Игра тембрами, колористическая насыщенность фактуры, восточная витийность в тандеме с русской песенностью — исполнителям удалось показать максимальный контраст выразительных средств при ритмической безукоризненности. Слушатели буквально «унеслись на крыльях ветра».
После неумолкающих аплодисментов последовал бис: «Подмосковные вечера», аранжированные со вкусом и запоминающиеся своей бархатной гармонизацией, были восторженно приняты слушателями.
Воскресный концерт (22 февраля) познакомил публику с шедеврами зарубежной дуэтной музыки от Моцарта до Лютославского и открылся дуэтом Ирина Васильева — Ольга Ермакова, исполнившим «Воспоминания о Дон Жуане» Ф. Листа в авторской обработке. Поступь Командора в типично листовской аккордовой манере, сменяющаяся пассажами molto volante, подготовила появление моцартовской светлой темы из дуэта Дон Жуана и Церлины. Исполнители уверенно совместили разностилевые нюансы венского классицизма и романтизма, привнеся своё неповторимое исполнительское обаяние и масштабность интерпретации — от вселенской мощи до тонкой нюансировки.
Дуэт Юлия Поспелова — Татьяна Земницкая исполнил «Восточные картины» Р. Шумана в виде шести экспромтов, контрастно показав лучшие романтические достижения композитора, написавшего произведение под влиянием знакомства с арабскими новеллами в переводе Ф. Рюккерта. Исполнительницам удалось передать калейдоскопичность проявления чувств, пестроту и частую смену состояний, разножанровость цикла.
Первое отделение концерта завершил дуэт Юлия Юрченко — Мавжида Гималетдинова. Исполнение Блестящего аллегро
Ф. Мендельсона показало виртуозность и филигранную сыгранность, тонкий диалог пианисток. Вариации на тему Паганини В. Лютославского прозвучали контрастно — от таинственной зыби и саркастических намеков до демонических раскатов.
Второе отделение концерта украсил дуэт Алла Морозова — Мария Пасынкова, исполнивший Фантазию Ф. Шуберта фа минор без надрыва, не выходя за рамки камерности, с глубоким смыслом и свободным дыханием. Все тональные «скитания» прозвучали рельефно и выразительно.
И снова дуэт Анастасия Рогалёва — Дмитрий Петров. На этот раз — «Павана на смерть инфанты» М. Равеля в обработке А. Рогалёвой, прозвучавшая благородно и умиротворённо. Характеристично были преподнесены пьесы Ж. Бизе из цикла «Детские игры» («Волчок», «Маленький муж, маленькая жена», «Бал»). Симпатичная галерея образов, представленная исполнителями, отличалась архитектурной продуманностью и озорным духом.
Завершали двухвечерний марафон фортепианных дуэтов Оксана Ралкина и Станислав Соловьёв, показав широкий диапазон тембральных возможностей двух роялей в Парафразе на темы оперы «Риголетто» Дж. Верди — Ф. Листа. Изящество, галантность сочетались с блеском верхних регистров и бархатностью басов, объемным полнозвучием партий в целом.
Ярким восклицательным знаком в концертной программе стало исполнение дуэтом сюиты «Скарамуш» Д. Мийо. Исполнители подчеркнули эксцентричность музыки, народный характер тем, остроту джазовых вкраплений.
Марафон фортепианных дуэтов завершился «на ура» благодаря мастерству концертантов, а также неиссякаемой энергии Игоря Тайманова — и художественного организатора, и участника этого праздника музыки.
Марианна СОЛОМКО

Во время подготовки настоящего выпуска газеты пришло скорбное известие: 16 марта на 52-ом году жизни скоропостижно скончался действительный член международной ассоциации фортепианных дуэтов, преподаватель Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена, Музыкально-просветительского колледжа им. Б. И. Тищенко, Детской школы искусств им. Г. В. Свиридова пианист Дмитрий Юрьевич Быстров.
Приносим искренние соболезнования родным и близким покойного. Светлая память замечательному музыканту и педагогу.
Источник:  http://www.nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~hxJMt