Юбилейное многоголосие

5 Мая 2014

Юбилейное многоголосие

Недавно завершилась серия концертов, посвященных пятидесятилетию композитора Михаила Журавлёва.

В Белом зале Политехнического университета программа симфонического вечера «Ученик и учитель» объединила два юбилея: 50-летие Михаила Журавлёва и 75-летие его педагога по композиции Бориса Тищенко.
Первое отделение открывалось Сюитой для тенора, сопрано, баса и оркестра из оперы Журавлёва «Две стрелы», звучавшей впервые. Опера создана по мотивам одноименного «детектива каменного века» Александра Володина — одной из ярчайших антифашистских пьес.
В основе либретто композитора и Михаила Юрасова полный текст первой редакции пьесы с небольшими изменениями. Это во многом предопределило ариозно-речитативный характер большей части вокальных партий, гибкость речевых интонаций, богатый мелодизм. Конечно, сюита не дает полного представления о «Двух стрелах», тем более что в ней изменен порядок номеров и исключены хоровые эпизоды, хотя хор занимает одно из центральных мест в опере, но общие черты музыкального стиля сохранены. Части сюиты шли без перерыва. За вступлением, виртуозным инструментальным вокализом в исполнении Зои Журавлёвой, следовало сатирическое, характерное выходное ариозо пустозвона и предателя Красноречивого, чей образ очень живо представил Александр Дедик.
Эмоциональный центр сюиты — ария Черепашки, возлюбленной главного героя оперы, выдержанная в традициях бельканто (Зоя Журавлёва). За арией шли симфонический «Танец охотников» и печальный монолог Главы рода в исполнении Ильи Демиховского. А завершилась сюита масштабной картиной «Похороны Длинного» где проявились мастерство Международного симфонического оркестра Капеллы «Таврическая» и страстность его дирижера Михаила Голикова. Он вел финальный номер crescendo, с каждым проведением темы, то строгим и тихим, то зловещим, то невыносимо болезненным, накапливая эмоциональный заряд, чтобы в конце приоткрыть завесу над катастрофой, предопределенной сюжетом оперы.
Вторая симфония Журавлёва для баса и оркестра на стихи Михаила Кривулина — дипломная работа композитора, посвященная Борису Тищенко. Впечатление от этого безусловно интересного сочинения оказалось несколько смазанным (и из-за несовершенной дикции солиста Ильи Демиховского, и из-за недостаточного количества репетиций).
В прозвучавшем во втором отделении знаменитом Концерте для арфы с оркестром Бориса Тищенко солисткой выступила Ирина Донская, вдова композитора. Исполнение было удивительно ясным и цельным; музыка затягивала, заставляла забыть о постороннем и не отпускала до последней ноты…
В Доме композиторов состоялся авторский вечер «Михаил Журавлёв. Избранное».
При полном зале с поздравительными речами выступили председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга Григорий Корчмар, композитор Станислав Важов, представители Детской школы искусств имени Глинки, где юбиляр преподает композицию… Стихи Михаила Журавлёва прочли ведущая концерта Ольга Ворсина и автор. Его камерная музыка была представлена в самых разных жанрах. Это и вокальные циклы целиком и в отрывках: три части из «Пяти миниатюр для баритона» в исполнении Сергея Рожкова и автора (фортепиано), «Блоковские этюды» от пианиста Михаила Воротного и баса Ильи Демиховского, две части из «Четырех стихотворений Маяковского», спетые Зоей Журавлёвой в сопровождении Андрея Бугринова (фортепиано), три номера из «Галереи портретов», воплощенные дуэтом Зоя Журавлёва — Алексей Махлаевский… И инструментальная музыка: «Мой старый дедушка» из Американской сюиты № 3 для скрипки и фортепиано, представленные соответственно Петром Ильяшем и Натальей Волковой, фортепианный «Детский альбом времен года» в интерпретации Алексея Махлаевского и два номера из четырехручной сюиты «Злата Прага» в исполнении Алексея и Веры Махлаевских.
Музыка Михаила Журавлёва звучала и в Москве, в Камерном зале филармонии. В исполнении Елизаветы Казначеевой и Екатерины Тугариновой прозвучало одно из самых трагедийных сочинений Журавлёва — Вторая соната для альта и фортепиано. А блестящий дуэт в составе известного виолончелиста Сергея Суворова и художественного руководителя проекта «Три столицы» композитора Андрея Микиты (фортепиано) проникновенно исполнил возвышенное Adagio из Шестой сонаты для виолончели и фортепиано.
Серия юбилейных концертов завершилась в Доме композиторов вечером из цикла «Галерея портретов».
В исполнении лауреатов международных конкурсов скрипачки Натальи Андреевой и пианистки Вероники Пироженко звучала соната для скрипки и фортепиано. Вероника Пироженко сыграла и фортепианные сочинения Журавлёва — Прелюдию из цикла «Четыре прелюдии для фортепиано», а также «Меланхолическую польку в подражание Д. Шостаковичу» и «Фантастический марш в подражание С. Прокофьеву» из цикла «Аллюзии».
Второе отделение состояло из песенной программы Любови Усачёвой «Гармония». Песни Усачёвой, исполненные в сопровождении любительского ансамбля «Контрапункт», довольно близки и к бардовской песне, и к эстраде, и к фольклору, и к городскому шансону. С другой стороны, слушая их, вспоминаешь о традиции русского домашнего музицирования, во многом давшей начало русскому романсу…
Так цикл концертов к юбилею Михаила Журавлёва, начавшись большим симфоническим праздником, закончился уютно и почти по-домашнему.
Софья ЗАБЛОЦКАЯ
Источник:  http://www.nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~5WFDV