Японская мистерия Пааво Ярви

Фото: Гуннар Лаак

Фото: Гуннар Лаак

17 Апреля 2020

Японская мистерия Пааво Ярви

Прославленный оркестр японской телерадиовещательной корпорации NHK (Токио) и маэстро Пааво Ярви открыли гастрольный тур по Европе концертом в Таллине.

Оркестр Японского радио и телевидения, основанный в 1926 году, стал первым профессиональным оркестром Страны восходящего солнца. Спустя десять лет оркестр подписал эксклюзивное соглашение с японской радиовещательной корпорацией NHK. Творческий расцвет коллектива пришелся на вторую половину XX века, когда с ним работали такие знаменитые дирижеры, как Герберт фон Караян, Игорь Маркевич, Эрнест Ансерме, Вольфганг Заваллиш, Владимир Ашкенази, Евгений Светланов. Первый европейский тур оркестра состоялся в 1960 году. С этого времени коллектив ведет интенсивную концертную деятельность, расширяет репертуар, участвует в оперных постановках, заказывает сочинения современным композиторам, записывает компакт-диски на ведущих мировых лэйблах. Ежегодно оркестр NHK дает свыше 140 концертов на лучших концертных сценах мира. В России японский коллектив гастролировал несколько лет назад под управлением Шарля Дютуа.
Эстонский дирижер Пааво Ярви возглавил Симфонический оркестр NHK с осени 2016 года и так отзывается о нем: «Оркестр NHK высоко почитают во всем мире. Музыканты в этом оркестре любят играть немецкую романтическую музыку. И это во многом благодаря заслугам той блестящей плеяды дирижеров, которые в разное время с ним сотрудничали: от Герберта фон Караяна и Карла Бёма до Отмара Суитнера и Вольфганга Заваллиша. До сих пор мало кому из азиатских оркестров удаются исполнения австро-немецкой музыки XIX века: симфоний Брукнера, Малера, Брамса. Звук оркестра NHK романтичен, восходит к великим традициям XIX века».
Выступление Симфонического оркестра NHK в концертном зале «Эстония» открыло произведение Тору Такэмицу «Как медленный ветер» (How Slow the Wind). Замысел медитативного произведения Такэмицу вдохновлен лирикой американской поэтессы Эмили Дикинсон. Непрерывное музыкальное развитие вращается вокруг мотива из семи нот, образуя, по словам композитора, «повторяющийся цикл, подобный волнам или ветру». Наряду с японским колоритом, очевидным в музыке Такэмицу, возникало немало импрессионистских ассоциаций с творчеством Клода Дебюсси: мерцающие звучания, прозрачность гармоний и тембров. Пааво Ярви был предельно аскетичен за пультом, предоставляя оркестру естественную свободу самовыражения.
Элегантность и сбалансированность исполнительской манеры в сочетании с активной творческой позицией свойственны хрупкой аргентинской виолончелистке с русско-французскими корнями Соль Габетте. В Таллине Соль Габетта исполнила вместе с оркестром NHK под управлением Пааво Ярви Концерт для виолончели с оркестром Роберта Шумана. Это сочинение уже давно в ее репертуаре. Соль Габетта тонко чувствует национальный колорит романтической поэзии Шумана. Сдержанная игра виолончелистки изящно сочеталась с деликатным аккомпанементом оркестра. Эстонская публика долго не хотела отпускать прелестную виолончелистку со сцены. В зале на концерте присутствовал известный латвийский композитор Петерис Васкс. Один из своих любимых бисов — Dolcissimo из «Книги для виолончели соло» (1978) Васкса — Соль Габетта часто исполняет в своих концертах. Эта тихая инструментальная молитва, во время которой музыка будто замолкает. Лучезарный голос Соль Габетты (по замыслу композитора исполнитель поет во время игры) парил на фоне нежного бархатистого вибрато ее виолончели.
Программу вечера завершила монументальная Седьмая симфония ми мажор Антона Брукнера (ред. Л. Новака, 1883–1885). Пааво Ярви увлек своей кипучей энергией оркестр, его отчетливый дирижерский рисунок легко воспринимался музыкантами, чутко реагирующими на каждый его жест. Маэстро предельно свободен в интерпретации и владеет особым секретом отношения к темповой драматургии сочинения. Брукнер Пааво Ярви звучит дерзновенно, во всем богатстве красок и интонаций.
Воодушевленные слушатели горячо приветствовали японских музыкантов, многократно вызывая Пааво Ярви снова к дирижерскому подиуму. На бис был исполнен «Грустный вальс» Яна Сибелиуса, из музыки финского композитора к драме Арвида Ярнефельта.
Виктор АЛЕКСАНДРОВ,
Таллин
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 4 (176), апрель 2020 г
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~kJFp8