Выход из тени

Фото: Валентин Барановский

Фото: Валентин Барановский

1 Мая 2019

Выход из тени

В рамках фестиваля «Римский-Корсаков — 175» в Концертном зале Мариинского театра прозвучали практически не исполняемые оперы композитора «Сервилия» и «Пан воевода».

«Сервилия», «Псковитянка» и «Царская невеста» составляют триаду опер на исторические сюжеты, написанных Римским-Корсаковым по драмам Льва Мея — популярного в свое время литератора, переводчика и драматурга.
Премьера «Сервилии» состоялась на сцене Мариинского театра 1 октября 1902 года и, несмотря на прекрасное, по мнению композитора, исполнение (в главных партиях выступили выдающиеся певцы Валентина Куза — Сервилия и Иван Ершов — Валерий Рустик), была крайне враждебно встречена критикой, а затем по причине неполных сборов быстро сошла со сцены. Не состоялась и запланированная Дирекцией императорских театров премьера в Большом театре. Неожиданным в глазах современников стало обращение композитора к Античности, не способствовали успеху сложная музыкальная полистилистика оперы, а также отсутствие в музыке характерной для Римского-Корсакова национальной самобытности. На советскую сцену дорога «Сервилии» оказалась закрыта, вероятно, по идеологическим соображениям. Только в 2016 году она была поставлена в Московском камерном музыкальном театре им. Бориса Покровского и более чем через столетие вернулась в Мариинский театр в концертной версии.
Не отличалась благосклонностью судьба и к «Пану воеводе», впервые представленному на суд публики 2 октября 1904 года на сцене Большого зала Петербургской консерватории артистами Новой оперы князя Алексея Церетели, и ни разу не звучавшему — вплоть до нынешнего года — в Мариинском театре.
И «Пан воевода» — история не из русского быта. Римский-Корсаков заказал писателю и переводчику Илье Тюменеву, бравшему у него уроки композиции, либретто из польской жизни XVI—XVII столетий, в котором драматические события переплетались бы с фантастическими (гадание, колдовство).
Обе оперы прозвучали в великолепном концертном исполнении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и солистов Академии молодых оперных певцов под руководством Ларисы Гергиевой.
Красота партитур и крепкая драматургия позволяют надеяться, что оставшиеся в тени опусы Римского-Корсакова заслуженно обретут наконец-таки и счастливую сценическую судьбу на подмостках Мариинского театра. Впрочем, отсутствие костюмов, декораций и выстроенных мизансцен не помешали молодым солистам не просто озвучить партитуру, а сделать это чувственно, артистично. Всё больше сказывается опыт, полученный благодаря участию в концертных исполнениях.
В роли дочери римского сенатора Сонара Бареа (бас Дмитрий Григорьев) Сервилии выступила Ангелина Ахмедова — обладательница редкого по красоте тембра «шелковистого» сопрано, исполнившая ранее партии Царевны Ненаглядной Красы в «Кащее Бессмертном» и Марфы в «Царской невесте». Манеру Ахмедовой отличают особая теплота и задушевность; идеально ровный, свободно льющийся голос звучал без нареканий на протяжении всей партии. Проникновенно был исполнен самый известный фрагмент оперы — ария Сервилии «Цветы мои». В дуэте с тенором Александром Михайловым (Валерий) сопрано Ахмедовой наполнялось нежностью; в сцене объяснения с тайно влюбленным в нее отпущенником сенатора Сорано Эгнатием (баритон Ярослав Петряник) в хрустальных трелях слышался металл. Практически каждого артиста можно «расписать», как в полноценной постановке, но особенно хороши были тенор Николай Емцов (сенатор Тразея Пет), показавший отличные верхние ноты, и создавшая сочный образ волшебницы Локусты меццо-сопрано Анна Кикнадзе.
Если героев «Сервилии» ожидает трагическая развязка, то действие «Пана воеводы» завершается торжеством добродетели. «Злодей» в лице безбожного самодура Воеводы падает замертво, став случайной жертвой бывшей возлюбленной; влюбленным ничто не мешает обрести друг друга вновь. Партия Воеводы прекрасно «легла» на бас Андрея Серова — одного из самых артистичных вокалистов Академии молодых певцов, сполна воспользовавшегося сюжетными коллизиями, чтобы сделать образ максимально многомерным. Бесспорной удачей стало появление тенора Александра Трофимова — Болеслав Чаплинский, продемонстрировавшего яркий темперамент, стабильный звук и широкий спектр эмоций, обуревающих мятежного шляхтича. Роскошнейшее большое сопрано и подлинную страсть явила исполнительница партии Ядвиги Запольской Татьяна Старкова. Сопрано Екатерина Латышева, как и в образе Лары Антиповой («Доктор Живаго» Д. Кривицкого), порадовала не только пением, но и умением через интонацию, еле уловимую мимику передавать смену настроения героини, ее внутренние ощущения.
Светлана РУХЛЯ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~SHHW7


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента»
С 19.05.2022 19:10:00 по 04.10.2022 20:10:00 «Первые биографы Блока. Мария Бекетова» и «Первые биографы Блока. Корней Чуковский»
С 27.05.2022 22:50:00 по 23.10.2022 23:50:00 «Люблю тебя, Петра творенье…»
С 30.06.2022 11:20:00 по 23.10.2022 12:20:00 «Театр балета Эйфмана. Только любовь»
С 19.08.2022 09:10:00 по 10.10.2022 10:10:00 «Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII-XX веков»
С 25.08.2022 19:00:00 по 26.09.2022 20:00:00 «DIONYSUS» («DIONYSIA»)
С 25.08.2022 22:20:00 по 11.10.2022 23:20:00 «Краски города»