«Всем тем, кто вникнет в сущность…»

1 Мая 2014

«Всем тем, кто вникнет в сущность…»

В программе юбилейного сезона Великопостных концертов в Большом зале филармонии вечер 9 апреля был посвящен одному сочинению — Концерту для смешанного хора Альфреда Шнитке на стихи Григора Нарекаци.

После вокально-симфонических партитур Реквиема и «Фауста», в которых Шнитке проявил себя универсальным мастером хорового письма, композитор пришел к чистому хоровому жанру и обратился к третьей главе «Книги скорбных песнопений» армянского средневекового религиозного поэта Нарекаци в прекрасном переводе Наума Гребнева. В своем первом крупном опусе a cappella Шнитке опирался и на консерватизм канонов певческой духовной традиции разных культур (но прежде всего отечественной православной), и на собственный опыт новой простоты. В концерте слышны различные пласты русской хоровой школы: особая манера «сплошного пения» знаменного распева, стройность аккордов и виртуозная техника полифонии русской литургии, простейшие «обиходные» обороты. В сочетании с раннеевропейским и в то же время типично армянским звучанием кварт и квинт получился архаично-универсальный стиль духовной музыки. Композитор сказал: «Я написал ту музыку, которую вызвал этот текст, а не ту, которую хотел сам».
Дирижер программы — Теодор Курентзис — фигура неоднозначная и дискуссионная. Как известно, греческий маэстро (в настоящий момент художественный руководитель и главный дирижер Пермской оперы) позиционирует себя как экспериментатор и борец со стереотипами, возвращающий музыке аутентичное звучание, поэзию и мистику и стремящийся тотально изменить дирижерское искусство. Он предпочитает в творческом поиске неакадемические средства. Для воплощения знакового для своего времени и для отечественной традиции хоровой музыки произведения Шнитке ему понадобились сразу два коллектива. Это «родной» камерный хор MusicAeterna Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского и приглашенный Саратовский губернский театр хоровой музыки.
Нельзя отрицать, что в момент исполнения от Т. Курентзиса исходят энергия, кураж, которые передаются музыкантам, в результате чего они могут показаться единым целым. Но в музыке этой целостности все-таки не хватило. Огорчило «сыроватое» звучание хора: недоставало, тембрального равновесия, синхронности и интонационной точности. Два хора не стали единым организмом, а ведь такой более чем внушительный состав не мог не привлечь к себе особо пристального внимания в произведении, исполнительская история которого связана прежде всего с камерными коллективами. Трактовка Т. Курентзиса вызвала смешанные чувства. Части цикла отличались странными «террасообразными» контрастами piano и forte, чрезмерным обилием подготовленных и неподготовленных кульминаций, в результате чего собственно генеральная кульминация Хорового концерта в финале третьей части на словах «Божественною милостью Твоей» (в ликующе-светоносном звучании верхнего «до» и трезвучия до мажора во всей вертикали) оказалась смазанной. Возможно, такая открытая эмоция, такая аффектированная барочная динамика и оправдала бы себя, смогла бы привнести в личностный молитвенный тон поэзии Нарекаци в воплощении Шнитке соборную мощь — но, увы, исполнителям не хватило убедительности.
Отсутствие должной отрепетированности компенсировалось нарочитой постановочностью, необычной манерой и размашистыми жестами дирижера (он находился в центральном проходе зала, а не на сцене), телодвижениями артистов хора. Впечатлила и неожиданная трактовка финала Концерта: на многократном повторении и угасании завершающего «аминь» хор неспешно прошествовал со сцены по галереям по обе стороны зала (возник стереофонический эффект) и вместе с дирижером удалился в фойе, продолжая звучать и там («слышу — умолкло!»).
Вопрос, уместно ли что-либо еще, после того как закончилась эта музыка? Уместно, если спектакль необходимо доиграть. В качестве заранее срежиссированного «биса» был исполнен хор из оперы Г. Пёрселла «Королева индейцев» — во внезапно затемненном зале после пространной речи Т. Курентзиса о сцене, уводящей от молитвенного состояния и непреодолимо разделяющей слушателей и дирижера.
Привнесение в академическую традицию элементов шоу давно не является новостью, подобная практика имеет приверженцев и привлекает молодежь. Харизматичный Т. Курентзис — выдающийся шоумен. Где бы он ни выступал, определенная часть аудитории проявляет преданность и настоящий фанатизм. Большой зал филармонии 9 апреля также был заполнен до отказа, а само появление дирижера после выхода хора сопровождалось неприлично долгим ожиданием и последовавшей овацией.
Мнение о том, что для Т. Курентзиса самовыражение нередко важнее исполняемой музыки, стало общим местом в рецензиях критиков, не считающих себя апологетами его дирижерских замыслов. Добавим, что в данном выходе маэстро ощущался недостаток точного дирижерско-хорового жеста. Т. Курентзис с обезоруживающей непосредственностью берется за всё, будь то симфония, опера или хоровой жанр; барокко, классицизм или современность. Он не боится скандалов и щедро одаривает читателей и слушателей нетривиальными комментариями. Например, такими, найденными в интернет-пространстве: «Когда я создавал MusicAeterna, я не отбирал туда только лучших из лучших. Я звал единомышленников, которые не прекращают репетицию “по звонку” и не бегут сразу по своим делам. … Я дирижирую без палочки и считаю себя не вполне дирижером. Я своего рода поэт и, может быть, лучше других и по-своему понимаю, что нужно делать в музыке...». В своих высказываниях Курентзис категоричен и парадоксален, в них есть почти искренний и почти юношеский максимализм, но музыканту, тем не менее, уже 42 года.
При этом успех, пусть с налетом скандальности, практически всегда сопровождает артиста. Пресса и Интернет устраивают дискуссии, широкая известность выходит за пределы узких кругов, даже термин появился — «теомания». Однако, остается вопрос: тот ли путь избрал этот, безусловно, талантливый человек, к тому же обладающий способностью находить единомышленников и заряжать их идеями?
Галина ОСИПОВА
Источник:  http://www.nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~2Dr7B