Всегда быть в форме — судьба моя!

Фото: Евгения Боргардт

Фото: Евгения Боргардт

1 Декабря 2020

Всегда быть в форме — судьба моя!

Объявлены лауреаты IV Международного музыкального фестиваля-конкурса имени Георга Отса, который проходил с 7 по 9 ноября в Петербурге в Концертном зале Государственной академической капеллы. Из тринадцати финалистов жюри определило шесть лауреатов конкурса вместо трех — по два на каждое место. 

Сегодня источником информации об исполнителе являются и социальные сети. На своей странице в сети «ВКонтакте» Дарья Черний (Санкт-Петербург, меццо-сопрано) написала: «Пытаюсь захватить мир)))». Та уверенность на грани артистического вызова, азарта, с которым Дарья выходит на сцену, ощущая себя звездой, — сполна иллюстрирует ее намерение. Обучение в Петербургской консерватории в классе народной артистки СССР профессора И. П. Богачёвой — это база, которая является стартовой для успешной судьбы вокалиста. Участие певицы и в VII Международном фестивале-конкурсе дуэтов «Три века классического романса» (2014), где она стала лауреатом второй премии, и в проекте «Академия молодых оперных исполнителей из России в Опере Монте-Карло» — тоже важные события, дающие «запас прочности» и веры в себя. С августа 2016 года Дарья Черний — солистка Приморской сцены государственного академического Мариинского театра. В исполненных в третьем туре рассказе Азучены (Д. Верди, «Трубадур») и арии принцессы де Буйон 
(Ф. Чилеа, «Адриана Лекуврёр») она играла «по-взрослому», демонстрируя зрелый (хотя порой несколько преувеличенный) артистизм. Масштабность, яркость голоса, внешности и страстей в их единстве дали очень впечатляющий результат. 
Первой премией был отмечен и Алексей Кулагин (Москва, бас). Тоже выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории (класс Э. Я. Умерова). 
С 2018 года он является солистом Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье», где исполняет ведущие басовые партии в спектаклях «Евгений Онегин», «Иоланта» П. Чайковского, «Царская невеста», «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Джанни Скикки», «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини. В 2019 году Алексей был принят в Молодежную оперную программу Большого театра. Исполненные им ария Банко (Д. Верди, «Макбет») и ария Лепорелло (Моцарт, «Дон Жуан») продемонстрировали хороший голос певца и способности к актерскому перевоплощению. 
Несомненно, вторая премия конкурса стала большим достижением для Назгуль Ибрагимовой (Уфа, меццо-сопрано). Так же, как Дарья Черний, Назгуль прошла в 2019 году конкурс в Академию молодых оперных певцов в Монте-Карло. Из 129 заявок в десятку отобранных российских певцов вошла и студентка Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова (класс Любови Буториной). Так же, как и Д. Черний, Назгуль исполняла арию принцессы Буйон из «Адрианы Лекуврёр». Но это была совершенно другая принцесса. Утонченность облика, изящество подчеркивались очень красивым, со вкусом подобранным нарядом, выразительной пластикой рук. Создавалось ощущение более глубокого, а не внешнего проживания образа. В арии Секста из «Милосердия Тита» Моцарта певица довольно ловко справлялась с колоратурами — и в целом было ясно, что стилистика моцартовского вокала и образов ей ближе, нежели страсти Пуччини. 
Вторую премию получил и Артём Савченко (Санкт-Петербург, баритон). Интеллигентность, романтичность Савченко подкупают сразу. В облике и манере певца нет тривиальной оперности, натужно выжимаемых эмоций и следов «певческого труда». Он был очень гармоничен и в каватине Валентина из «Фауста» Гуно, и в сцене смерти Родриго (Д. Верди, «Дон Карлос»). Может быть, в вокале еще не хватает кантиленности, и, безусловно, нуждается в совершенствовании знание языков (особенно французского), но при этом в Савченко ощущается потенциал интересного и перспективного певца. 
Одна из обладательниц третьей премии конкурса, Дария Гаврилова (Санкт-Петербург, сопрано) — самая молодая из лауреатов. Ей 22 года. Она только в 2018 году окончила дирижерско-хоровое отделение Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова. В активе певицы несколько конкурсных побед, предпоследняя — Гран при II Международного вокального конкурса World Music Heritage 2020. Певица имеет концертный опыт солистки. Ария Памины из оперы Моцарта «Волшебная флейта» была спета Дарией очень старательно, аккуратно, с довольно технично взятыми и красиво филированными верхними нотами. Из всех прозвучавших на конкурсе трактовок Мюзетты (вальс Мюзетты из «Богемы» Пуччини) образ, созданный Дарией Гавриловой, был наиболее трогательным и целомудренным. Голос передал девические чувственность и томление, а в кульминации вальса эффектно расплескался звуковым каскадом радости и восторга. 
Палитра лауреатских индивидуальностей хорошо была дополнена основательным звучанием опытного исполнителя Рустама Касимова (Нижний Новгород, бас). У певца красивый голос и природный артистизм, органично совпадающий с характером героев, арии которых он исполнил, — Кончака (А. Бородин, «Князь Игорь») и Дона Базилио (Дж. Россини, «Севильский цирюльник»).
Специальный приз имени Георга Отса получил Севастьян Мартынюк (Красноярск, баритон), с 2018 года являющийся солистом Красноярского театра оперы и балета. Хочется верить, что в ближайшее время мы услышим об убедительных победах певца на конкурсах и в оперных спектаклях театра.
Отдельно хотелось бы отметить концертмейстеров. В первую очередь совершенно блестящую музыкантскую работу Елизаветы Украинской. Исполнение ею каждого произведения было настолько великолепным, что порой хотелось слушать не столько певца, сколько 
пианистку. Изумительное чувство стиля, тембральное слышание и безупречное ансамблевое взаимодействие с солистом. Не менее впечатляющей, высокопрофессиональной была и работа пианистки Ребекки Магомедовой. Певцы должны быть благодарны за столь великолепную поддержку своим концертмейстерам, соавторам их успеха.
Конкурс проходил в год 100-летия со дня рождения певца Георга Отса.
Когда-то на родине певца свято чтили его имя. В его честь были названы несколько улиц и школ в разных городах Советского Союза, а в Эстонии даже существовал паром его имени, на котором жители маленькой республики могли ездить за границу. С развалом Союза все резко изменилось. Сегодня нет улиц Георга Отса в Эстонии, а паром его имени продан за границу и бороздит волны под другим именем и флагом. И поэтому честь и хвала петербургским музыкантам, нашей Капелле, которые придумали конкурс имени Георга Отса, отдав дань уважения и памяти ему. 
Георг Отс близок нам как уроженец Санкт-Петербурга, отец которого был выпускником Петроградской народной консерватории. На легендарном «Ленфильме» в 1958 году, когда ему было 38 лет, как и некоторым нашим конкурсантам, он снялся в музыкальном фильме «Мистер Икс» по оперетте Имре Кальмана «Принцесса цирка», где сыграл свою звездную роль, сделавшую его фантастически популярным. 
Георг Отс близок нам как человек, в судьбе которого отразилась вся непростая история нашей страны и культуры. В 1941 году, как офицер, он был мобилизован, на пароходе «Сибирь» отправлен в Ленинград, попал под бомбардировку и едва не погиб, отдав свой спасательный жилет раненому. 
Из блокадного Ленинграда Отс был эвакуирован в тыл, под Челябинск, и назначен командиром противотанкового взвода, а стал артистом хора эстонского композитора и педагога Густава Эрнесакса. 400 концертов на фронте и в госпиталях! 
Передавая слово членам жюри для подведения итогов, генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова сказала: «Желаю всем такой радости и благоденствия в душе, которые рождаются всегда, когда поет Георг Отс». Невыразимая красота тембра его голоса не действовала бы с такой силой, если бы не внутреннее благородство, безупречный вкус и высочайшая культура Георга Отса. И мне кажется, что было бы очень здорово, если бы в конкурсе имени Георга Отса появилась особая номинация, связанная с этой индивидуальностью великого певца. Может быть, «За высокую культуру и безупречный вкус в создании музыкального образа»? 
Председатель жюри, народный артист России Юрий Лаптев, обратился к лауреатам конкурса с такими словами: «Конкурс завершен, но это не значит, что завершились ваши состязания. Всю свою жизнь вы будете доказывать свой профессионализм, работать в хорошей творческой конкуренции. И самое главное, никогда не останавливайтесь в совершенствовании своего мастерства, никогда не отчаивайтесь и не теряйте веру в себя».
Перефразируя знаменитую фразу из арии Мистера Икса, можно предложить девиз каждому начинающему оперному певцу: «Всегда быть в форме — судьба моя!» 
Елена ИСТРАТОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 11 (183), декабрь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~P8YcV


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время