Впервые в северной столице

Фото: Стас Левшин

Фото: Стас Левшин

30 Октября 2019

Впервые в северной столице

Петербургская публика получила прекрасный подарок от филармонии: 27 сентября в Большом зале выступил сэр Джон Элиот Гардинер, первый раз приехавший в Россию со своими коллективами.

В программе сэра Джона была представлена музыка, которую у нас исполняют нечасто. Пожалуй, за исключением фестиваля EarlyMusic. Тем изысканнее прозвучали выбранные Гардинером духовные сочинения композиторов XVII—XVIII веков: Монтеверди, Пёрселла, Кариссими. 
Сэр Джон Элиот Гардинер — один из самых передовых и деятельных музыкантов в мире. Он основатель и художественный руководитель Хора Монтеверди, ансамбля English Baroque Soloists и Революционно-романтического оркестра. Гардинер стал ключевой фигурой современности в интерпретации музыки Возрождения и барокко. Многочисленные достижения сэра Джона включают две премии Грэмми, а также несколько премий Gramophone (он получил больше премий Gramophone, чем любой другой ныне живущий артист).
Гардинер сотрудничает с ведущими симфоническими оркестрами мира, среди которых Лондонский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Баварского радио, оркестр Концертгебау и Лейпцигский оркестр Гевандхауза. Также Гардинер был удостоен премии Концертгебау в январе 2016 года. Разнообразие его репертуара можно проследить по обширному списку отмеченных высокими наградами записей на лейблах Decca, Philips, Erato и Deutsche Grammophon (их более 30). Произведения Моцарта, Шумана, Берлиоза, Элгара, Вайля, а также музыка композиторов Возрождения и барокко были записаны с ведущими ансамблями и оркестрами мира, включая Венский филармонический оркестр. С 2005 года руководимый им хор Монтеверди осуществляет записи на своем независимом, специально созданном лейбле Soli Deo Gloria. Два последних изданных диска включают Магнификат и «Страсти по Матфею» И. С. Баха (лейбл SDG) и Симфонию № 2 («Хвалебная песнь») Ф. Мендельсона (лейбл LSO). 
Хор Монтеверди не случайно был признан одним из лучших ансамблей в мире за последние 50 лет. Среди множества исключительных проектов и выступлений выделяется «Bach Cantata Pilgrimage», осуществленный в 2000 году. Хор исполнил все 198 кантат И. С. Баха более чем в 60 церквях по всей Европе и Америке. Грандиозный тур был назван журналом «Gramophone» «одним из самых амбициозных музыкальных проектов всех времен». 
Но вернемся к сентябрьскому вечеру. Хор, состоящий всего из 20 человек, звучал как один инструмент, которым управлял маэстро. Казалось, он «нажимал» на определенные партии как на клавиши и получал любой нужный ему многоголосный результат. Прыгучие пунктиры, гибкие и пружинистые, буквально завораживали, гипнотизировали. Очень четкая артикуляция и атака бесконечных гаммообразных пассажей сменялись потрясающими «облачными» остановками, некими зависаниями. Все эти полифонические нити дирижер сплетал и расплетал, запутывал и расправлял, сводил в узоры. Концерт оказал на публику абсолютный музыкально-терапевтический эффект.
В оратории Кариссими, антеме Пёрселла и Stabat Mater Перголези Ансамбль English Baroque Soloists (уже давно ставший одним из ведущих оркестров аутентичных инструментов в мире) и Хор Монтеверди звучали как неделимое целое. Мягкое и точное интонирование ансамбля с идеальной нюансировкой было непревзойденным, максимально деликатным. В Мессе виолончель чуть подкрашивала голоса, иногда выделяясь на фоне хоровой ткани, и казалась еще одним голосом в хоровой партитуре, настолько близок был ее тембр к тембру человеческого голоса. 
English Baroque Soloists постоянно участвуют в совместных проектах с Хором Монтеверди. 
В 2017 году ансамбль принял участие в знаменитом туре по Европе и США «Монтеверди 450», в котором были представлены все три сохранившиеся оперы Монтеверди. Этот проект был удостоен награды RPS Music Award в категории «опера и музыкальный театр». Недавно English Baroque Soloists выступили на ежегодном Зальцбургском фестивале «Неделя Моцарта» и повторно представили проект «Bach Cantata Pilgrimage» в самых известных концертных залах и церквях Европы.
Отметим забавную деталь наших дней: если раньше в зале попадались знатоки с тяжеленными партитурами, то теперь на концерте с удивлением можно наблюдать скучающих (якобы) интернет-серферов. В сегодняшних реалиях музыка умещается на экране мобильного, и при необходимости в ноты партитуры можно смотреть прямо с телефона или планшета. 
Антонина РОСТОВСКАЯ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 10 (171), ноябрь 2019 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~QLQoz