Впервые в Санкт-Петербурге

Фото предоставлено пресс-службой Красноярской филармонии

Фото предоставлено пресс-службой Красноярской филармонии

17 Апреля 2020

Впервые в Санкт-Петербурге

В нашем городе 3 и 5 марта состоялись концерты Красноярского камерного оркестра (художественный руководитель — 
заслуженный деятель искусств России, профессор Михаил Бенюмов). Гастроли проходили в рамках соглашения между Правительством Красноярского края и Правительством Санкт-Петербурга о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, при поддержке Администрации города Красноярска. 

Несколько слов о коллективе и его руководителе. Михаил Иосифович Бенюмов основал Красноярский камерный оркестр в 1993 году. Выпускник ГМПИ им. Гнесиных, Михаил Бенюмов — один из тех музыкантов, которые «выкованы» выдающейся советской системой музыкального образования. Музыканты, подобные Михаилу Бенюмову, усвоившие богатейшие традиции русской исполнительской, педагогической школы, не «осели» в районе Садового кольца, а уехали далеко за его пределы, чтобы возделывать культурную почву, сеять семена просвещения, высокого искусства в самых отдаленных регионах страны. Не будь таких музыкантов, на культурной почве окраин России не возросли бы таланты Хворостовского, Репина, Мацуева, Венгерова и многих, многих других. 
В Красноярском камерном оркестре играют лучшие ученики Михаила Иосифовича, которые, в свою очередь, являются выпускниками музыкальных школ городов Красноярского края. Коллектив принимает участие в международных фестивалях, является обладателем многочисленных наград и победителем международных конкурсов, гастролировал в Италии, Франции, Испании, Германии, Австрии, Польше, Китае, Португалии. 
В 2001 году в Красноярске на базе оркестра начал проходить международный фестиваль камерно-оркестровой музыки «Сибирь — Италия», который с годами расширял свою географию и, соответственно, менял название: с 2006 года — «Сибирь — Европа», а с 2015-го — «Азия — Сибирь — Европа».
В двух концертных залах — в лютеранской церкви Яани Кирик и Большом зале Филармонии — были представлены две разные программы, которые покорили не только прекрасным исполнением, но и оригинальностью идей, тщательной продуманностью драматургии концертов. 
В программе «Три Баха» (дирижер — 
М. Бенюмов) оркестр исполнил Сюиту № 2 (си минор) Иоганна Себастьяна Баха, Увертюру-сюиту (соль мажор) Иоганна Людвига Баха и Концерт для флейты с оркестром (ре минор) Карла Филиппа Эммануила Баха. 
Лауреат международных конкурсов, флейтистка Ирина Стачинская, солировавшая в Сюите и Концерте, идеально звучала в ансамбле с оркестром и убедительно продемонстрировала свое исполнительское мастерство. 
В камерном составе все музыканты «на виду». Имитационные взаимодействия в баховской музыке, выразительные декламационные фразы позволяли расслышать, оценить идеальную фразировку, интонационную точность понимания стиля музыки каждым оркестрантом. Коллектив великолепно передает полифоническую фактуру, особенную грациозность барочной танцевальности. 
Игра оркестра порадовала высокой профессиональной оснащенностью всех молодых музыкантов. Хочется отметить особую надежность и выразительность звучания виолончельной группы (концертмейстер — Илья Николаев). 
Ирина Стачинская превосходно передала весь спектр музыки концерта К. Ф. Э. Баха. Виртуозная партия флейты, напоминающая колоратуры барочных арий, была исполнена блестяще, с ощущением вокальной природы виртуозных пассажей. Всё же выскажу небольшое замечание. Дополнительное мимическое «педалирование» солисткой риторических смыслов этой музыки (здесь — скорбь, здесь — умиление, здесь — восторг) показалось несколько преувеличенным. 
В финале Концерта оркестр и солистка продемонстрировали редкую точность штрихов, блестящую, эталонную технику барочных контрастов и вдохновенную светоносную энергию. И стало невероятно жаль, что зал Яани Кирик был неполон — столько было в этом искрометном финале света, весеннего восторга и исполнительской эмоциональной щедрости. 
Зато на втором концерте оркестра в Большом зале Филармонии был аншлаг. Совместным выступлением с музыкантами Санкт-Петербурга — Концертным хором Санкт-Петербурга, Хором мальчиков Хорового училища имени Глинки — дирижировал заслуженный артист России, художественный руководитель и главный дирижер этих коллективов, Владимир Беглецов. 
И снова поразила продуманность программы. Три сочинения В. А. Моцарта в ней «перекликались» и дополняли друг друга. 
Адажио и фуга до минор KV 546 словно подхватили «бахиану» предыдущего концерта. В конце XVIII века, когда контрапунктическая музыка уже считалась устаревшей, Моцарт углубился в изучение наследия Баха и Генделя и с жаром отдался постижению тайн контрапункта, к которым прикоснулся, занимаясь с падре Мартини. Сначала появилась фуга, а в 1788 году композитор оркестровал ее и дополнил вступительным адажио.
Тема фуги совершенно в баховском стиле. Но полифонические сплетения голосов образуют поразительно смелые созвучия, авангардные для того времени, да и сегодня поражающие своей гармонической «шершавостью». Здесь оркестр подтвердил, что превосходно чувствует полифоническую фактуру и хорошо ею владеет. 
Апогеем моцартовской программы против ожидания стал не Реквием, хотя понятно, что этот шедевр — и в достойнейшем исполнении — «обречен» на успех у публики. Наиважнейший смысл встречи с Красноярским камерным оркестром в Санкт-Петербурге для меня сконцентрировался в Концерте № 17 (соль мажор) для фортепиано с оркестром. В музыке Концерта объединилось всё, придавшее программе концептуальную и драматургическую цельность — грандиозное полифоническое развитие в финале, как арка с только что прозвучавшими Адажио и фугой; «папагеновские» интонации в тематизме (Альфред Эйнштейн писал, что финал Концерта «представляет собой ряд вариаций на совсем наивную, „птичью“, папагеновскую тему) напоминали о том, что «Волшебная флейта» с незабываемым образом птицелова Папагено писалась параллельно с Реквиемом, а невероятная печаль второй части, ее «лакримозные» предчувствия трагической судьбы Моцарта — готовили к восприятию последнего сочинения великого композитора.
Символично, что вместе с Красноярским оркестром Концерт исполнял пианист Сергей Редькин, лауреат XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Родившийся в Красноярске Сергей Редькин учился в Красноярском музыкальном лицее, затем продолжил образование в средней специальной музыкальной школе в Санкт-Петербурге, окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию. Сегодня о нем пишут: «Игра Редькина отличается безупречным вкусом и чувством меры... У пианиста бережное, интеллигентное отношение к звуку…». Пианист с любовью и признательностью вспоминает свою первую красноярскую учительницу Галину Михайловну Богуславскую, которая, как он говорит, занималась с ним не только звуком, но и в целом много сделала для его музыкального образования. И, конечно, отмечает своих петербургских педагогов — Ольгу Андреевну Курнавину в школе-десятилетке и Александра Михайловича Сандлера в Консерватории. 
Они чутко слушали, понимали друг друга, солист и оркестр. Это было понимание музыкантов, связанных одной землей, общими традициями, общей ответственностью перед теми, кого представляли здесь, вдали от дома, на одной из самых престижных сцен. 
И это исполнение, и восторженный прием публики были прекрасным подарком маэстро Михаилу Бенюмову в день рождения, с которым так счастливо совпала дата петербургского концерта его детища — Красноярского камерного оркестра. 
Елена ИСТРАТОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 4 (176), апрель 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~n9E0K