Впервые в Петербурге

20 Июня 2018

Впервые в Петербурге

«Славянские танцы» Антонина Дворжака впервые в Петербурге? Что за бред, скажете вы, — эти популярнейшие пьесы не выходят из репертуара наших оркестров вот уже почти полтора столетия! То-то и оно — из репертуара оркестров — а часто ли вам доводилось слышать обе тетради «Славянских танцев» в первозданном виде, то есть в исполнении на фортепиано в 4 руки? Разве что одну-две пьесы на ученическом концерте в музыкальной школе?

…В начале 1878 года берлинский музыкальный издатель Фриц Зимрок заказывает Дворжаку сюиту пьес для бытового музицирования, наподобие «Венгерских танцев» Брамса. Дворжак охотно откликнулся на предложение; в кратчайший срок (18 марта — 7 мая 1878 года) он завершил рукопись первой тетради из восьми «Славянских танцев» для фортепиано
в 4 руки. После их выхода в свет нотные магазины Зимрока испытали настоящее нашествие, а Дворжак в один день сделался знаменитым.
Поразительно, в том же 1878 году Петр Ильич Чайковский пишет своего «Евгения Онегина»: премьера первых нескольких картин оперы проходит на консерваторской сцене в Москве. Композитор долго не соглашался отдавать любимое детище на императорскую сцену, опасаясь театральной рутины. Он писал своему издателю и другу П. Юргенсону: «Онегин, мне кажется, скорее будет иметь успех в домах и, пожалуй, на концертных эстрадах, чем на большой сцене…» Вышедший осенью 1878 года клавир «Евгения Онегина» разошелся неслыханным в то время тиражом более тысячи экземпляров. Премьере в Мариинском театре предшествовали спектакли в петербургских музыкально-драматических кружках и салонах.
Когда Чайковский говорил об «успехе в домах», он еще мог иметь в виду домашнее музицирование, неотделимое от музыкального быта «культурного класса» в России. Сегодня большинство из нас «музицирует», включая аудио- и видеозаписи. А «нашествие», если и испытывают, то магазины по продаже дисков или сайты в Интернете. Как не пожалеть о той неизъяснимой сопричастности к рождению шедевра, которую дарит исполнение партитур и клавиров дома за роялем, пусть и «перстами робких учениц»!
Как не поблагодарить замечательного музыканта-просветителя профессора Игоря Алексеевича Лазько и его ученика по парижской Schola Cantorum Эндия Ренеманиса, воскресивших самый дух четырехручного музицирования в зале госпожи Энгельгардт, ныне Малом зале филармонии. И давших всем собравшимся в зале ощутить атмосферу музыкального салона «золотого века» русской культуры.
А «Славянские танцы», хорошо знакомые нам в живописных красках, в роскошном оркестровом наряде, предстали не столь импозантными, зато с какой-то интимной —
повторюсь — домашностью, той, что сближает музыкантов и слушателей, стирая границу между ними.
Но в остальном это было исполнение высокохудожественное, виртуозное, полное огня и страсти в бурных эпизодах и одухотворенного чувства — в лирических. Оба музыканта : и прима, и втора, меняясь местами, составляли единое целое, а тембровая палитра рояля — истинного короля инструментов — порой не уступала оркестру, превосходя его в буквально зримой выделке полифонической ткани. Публика восторженно разделила с музыкантами ностальгию по ускользающей красоте некогда распространенного жанра.
Иосиф РАЙСКИН
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~dqy6n