Возвращение Гоголя

27 Февраля 2018

Возвращение Гоголя

Недавно перестало биться сердце Александра Алексеевича Образцова, замечательного писателя и драматурга.

Александр Алексеевич родился в городе Свободном Амурской области в 1944 году. В Ленинграде — с 1961 года. Окончил 3 курса ЛГУ (географический факультет, океанология), но получил диплом Литературного института. Он был президентом и основателем петербургского «Домика драматургов». Член Союза писателей с 1989 года. Член творческого совета журнала «Драматург» (Москва).
Павел Маркин

За несколько недель до ухода из жизни Александр Образцов побывал на премьере спектакля «Инкогнито из Санкт-Петербурга», сочиненного мной в соавторстве с известным петербургским композитором Виктором Плешаком. Спектакль ему понравился, и он пришел посмотреть его еще раз, приведя с собой друзей. Вот его небольшая статья об «Инкогнито», одна из последних его работ.
Олег Ернев

В самом центре Петербурга, в бывшем дворце княгини Зинаиды Юсуповой, там, где располагалось общество «Знание», нас угостили роскошным петербургским ужином. Все было, как в лучшие годы.
Малый музыкальный театр, два года назад поселившийся здесь, сыграл Гоголя. Настоящего, мистического и по-русски лютого, с великолепными женскими голосами, мужской развернутой атлетической растяжкой.
Казалось бы — что такого? Почти двести лет Гоголь сопровождает Русский мир. Он дарит ему Малороссию и Тараса Бульбу, он вонзает в Балтику и Пруссию «Петербургские повести». Все давно сыграно и измерено на электронных весах ХХI века.
Но нет. Новые волны поднимаются из знакомых глубин.
Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, вольготно кормящийся на вверенном ему государственном поприще, вдруг теряет всю свою смекалку и понятия. На его город приходят тьма и томление. В такие времена киты выбрасываются из моря… Разве Иван Александрович Хлестаков числится по какому-то ведомству в Петербурге? Разве он проигрался в карты и застрял в дешевом трактире без гроша в кармане, на пару со слугой Осипом, как два голодных волка?
Нет.
Добчинский с Бобчинским уже вышли за ним на свою прогулку по уездному городку, уже пришло письмо из столицы, смутившее городничего и его команду. Совсем, как двести лет спустя.
И он, Хлестаков, не набивается в гости. За ним пришло все начальство этой земли, чтобы торжественно, по римскому императорскому обычаю, внести вместе со слугой(?) в дом городничего, отдать им двух женщин этого дома, мать и дочь, наполнить их карманы тысячными ассигнациями и в упоении отправить по русской традиции куда-то в Русь на сказочной тройке.
Почему?
Потому что Хлестаков не чиновник какого-то мелкого ведомства и даже не Вильям Шекспир, как он аттестует себя провинциальным дурочкам. Он — бес.
И тогда катастрофа обмана приобретает вселенские масштабы. Тогда проявляются будущие времена. Тогда Антон Антонович свергается со своего трона и становится тварью дрожащей. И его неожиданно жаль. Так жаль, как не бывает жаль праведника.
Героизация Хлестакова за двести лет «Ревизора» подавила все иные трактовки и была в русле примитивного реализма. Это не значит, что западные аналоги были выше и точнее. Героизация бесов продолжилась у Булгакова, а сегодня просто захлестнула всякие европы и америки. Прорыв «Инкогнито» в том, что зрителю стало ЖАЛКО жертву беса, а Городничий к тому же и самый ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ из персонажей. Хотел того Гоголь или нет, а он страданием поднял человека с колен.
У этой истории Петербурга и его окрестностей в Малом музыкальном театре на Литейном, во дворце Юсуповой, есть первая часть — «Ночь перед Рождеством».
И у этих историй есть создатели, что само по себе — небольшое чудо. Как будто русское разбежавшееся по углам и кухням искусство вдруг сомкнулось в каком-то очередном сорок первом и в полном самообеспечении и самозабвении сыграло Гоголя. И остается только назвать этих красивых и сильных людей.
Композитор Виктор Плешак. Автор либретто Олег Ернев. Режиссер-постановщик Андрей Егоров. Музыкальное сопровождение: скрипка —
Наталья Калиниченко, контрабас — Иван Мясников, балалайка — Надежда Шахнарович, баян — Иван Ефимов, домра — Елена Иванова. Балетмейстер — Искандер Фахрутдинов. Директор — Оксана Селина. Исполнительный продюсер — Анна Князева.
И несравненные:
Анна Кузнецова, Оксана Крупнова, Ольга Васильева, Мария Граничнова, Мария Рубинштейн, Иван Корытов, Роман Вокуев, Алексей Сазонов, Сергей Выборнов, Денис Колесников, Кирилл Костромин, Владимир Родионов и з. а. России Андрей Матвеев.
Александр ОБРАЗЦОВ, драматург
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~8DeIy