Вновь на Невском…

Фото: Фото: Сергей Тотиков

Фото: Фото: Сергей Тотиков

5 Февраля 2020

Вновь на Невском…

Музыкальная гоголиана к 210-й годовщине со дня рождения Николая Васильевича Гоголя пополнилась новой оперой на самый петербургский сюжет — «Невским проспектом» Натальи Волковой. Премьера ее второй редакции (обновленной версии) состоялась в декабре в Эрмитажном театре. 

Авторы либретто — Алексей Яковлев, Софья Журавлёва; исполнители — артисты петербургских театров, оркестр «1703», дирижер Юрий Фокин, режиссер Ирина Фокина. 
Писать на сюжет Гоголя, причем из «Петербургских повестей», в наши дни крайне сложно. К Гоголю обращались и продолжают обращаться композиторы самых различных направлений и стилей, представляя небывалое разнообразие музыкально-театральных жанров. Только в последние годы в Петербурге появились оперы «Тяжба» Светланы Нестеровой, «Коляска» Вячеслава Круглика, балет «Невский проспект» Юрия Козулина, балет «Шинель» Ивана Кушнира.
Новый спектакль приятно удивил многими неожиданностями. Во-первых, сегодня, во времена всевластья мюзиклов, произведение Натальи Волковой — подлинная опера со всеми чертами камерного жанра (несмотря на колоритные массовые сцены, обрамляющие драматические и харáктерные, лирические и сатирические перипетии ведущих действующих лиц). Они — фон, «антураж» главной улицы Петербурга и одновременно тоже своего рода действующее лицо, противостоящее герою и антигероям. Согласно жанру камерной оперы, это небольшой спектакль, не номерного строения, объединенный целенаправленным музыкальным развитием в динамично сменяющиеся сцены. 
Если вспомнить Б. Асафьева, то «драматургия интонаций — первоисточник каждой безусловной, несомненной оперы», и в «Невском проспекте» Натальи Волковой у каждого героя есть свой, узнаваемый интонационный и жанровый комплекс. Он диктуется характером личности, сценической ситуацией. И все это вовлекается в единый симфонический поток. Вокальные партии при этом выпуклы, узнаваемы, импульсивно воспринимаемы слушателем и требуют подлинно оперной вокализации и характерологичности от исполнителей. 
Коммуникативность музыкального материала также обусловлена яркими, особенно свойственными искусству постмодерна, широкими связями с различными музыкальными жанрами и направлениями. Шумная гуляющая толпа на Невском — 
символ обманчивого благополучия, «театральности» Невского, его праздничности и великолепия — воплощена и торжественным полонезом, и суетливым галопом, и гротесковым маршем; страдающий Пискарёв (Клим Тихонов) — сентиментальным романсом, а в сцене объяснения с Соней (Полина Ящук) — переинтонированием партий лирических героев Чайковского (прежде всего Ленского). В кульминации вихрь захватывающих героя чувств вовлекается в вальсовую круговерть. Светские разговоры Князя (Мирослав Молчанов), Пирогова (Раиль Сафаргалиев), Провинциала (Максим Лисиин), Гусара (Артём Мелихов) выражены размеренным певучим оперным речитативом; «деловые» реплики Кухарки (Екатерина Бондаренко), Торговца коврами (Денис Ахметшин), Мамаши из борделя (Екатерина Бондаренко) — 
харáктерными фразами; подвыпившие Шиллер (Лев Эльгардт) и Гофман (Денис Ахметшин) — разгульной застольной. При этом в партитуре нет цитат, везде интонация авторская, но она постоянно резонирует с масштабным музыкальным пространством. И в целом формируется единое партитурное полотно, подлинный вокально-симфонический комплекс. Именно он диктует и характерную сценографию, и динамичную режиссуру. 
Приятно удивило то, что повесть Гоголя, ее фабула, ее герои не были радикально «обновлены» (хотя в программке и значится: «по мотивам одноименной повести Н. В. Гоголя»). Даже появление «автора» (Провинциал) в массовой сцене стало органичным как драматургическая «подмога» единственному герою — Пискарёву, который только и способен на подлинные чувства и драматические поступки, не в пример остальной сценической массе — расчетливой, развращенной и бездушной. 
«Невский проспект» Натальи Волковой доказывает, что и сегодня оперный жанр может предстать новым, удивлять, быть понятным и стать подлинной школой воспитания чувств и музыкального вкуса. Он может, обращаясь к широкой аудитории, быть современен по музыкальному языку и злободневен по образам. При этом никакого упрощения, никакой погрешности перед академическим вкусом. Во всем мастерство и художественный такт. 
Слушая «Невский проспект», понимаешь, что опера действительно демократичный жанр, каким он был изначально. Его музыкально-сценическое действо увлекательно, динамично и метко по характеристикам. 
И во всем этом нельзя не отметить несомненную заслугу исполнительского состава труппы, давшей жизнь новому произведению петербургского композитора. 
Галина ОВСЯНКИНА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 02 (174), февраль 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~UIMhi