Властелин оркестра

Фото: пресс-служба музея

Фото: пресс-служба музея

10 Сентября 2019

Властелин оркестра

Сын бедного учителя из провинциальной чешской деревушки стал столичной знаменитостью с мировым именем. Иностранец получил не только российское подданство, но и потомственное дворянство Российской империи. Главный музыкальный театр России из царства заезжих итальянцев превратился в оплот русской оперы и обрел блистательную труппу, прославленную по всему миру. 

Это творческий путь Эдуарда Направника (1839–1916) — легендарного руководителя оркестра, хора и солистов Мариинского театра, которому он преданно служил с 1863 года до конца своей жизни. Дирижеру, композитору, одному из крупнейших музыкальных деятелей России второй половины XIX — начала XX века посвящена выставка «Властелин оркестра» в Шереметевском дворце — Музее музыки. Она открылась в год 180-летия со дня рождения и 150-летия с начала службы Эдуарда Направника на посту главного дирижера Мариинского театра. 
Никому не известный пражский студент-органист, начинающий дирижер и композитор Эдуард Направник приехал в Петербург, когда ему было 22 года. Князь Николай Борисович Юсупов пригласил его стать капельмейстером домашнего оркестра во дворце на Мойке. Вскоре счастливый случай привел Направника в Мариинский театр. Однажды он пришел на представление «Руслана и Людмилы» Глинки. Оказалось, что в оркестр не явился пианист, без которого исполнение оперы невозможно. Первый скрипач Иван Пиккель увидел в зале Направника и предложил дирижеру Константину Лядову заменить им отсутствующего пианиста. Направник безупречно сыграл свою партию с листа и благодаря успешному дебюту был приглашен на службу. 
Став в 1869 году главным дирижером Мариинского театра, Направник требовал, чтобы певцы и хор знали свои партии до того, как начнутся общие репетиции, бережно воспитывал солистов, а в оркестре слышал малейшую фальшь и добивался безукоризненной верности темпов и оттенков. С бесконечной настойчивостью дирижер занимался русской оперой. Он добился увеличения финансирования труппы, штатов оркестра и хора, возродил оперный комитет при Дирекции императорских театров, и русская опера составила славу Мариинскому театру на многие поколения. Направник продирижировал 4131 оперным представлением, под его руководством было разучено и поставлено более восьмидесяти опер. 
На выставке представлены материалы спектаклей, ставших вершинами творческой деятельности Направника: эскизы, рисунки с натуры, афиши и программы, скульптурные портреты и фотографии артистов, с которыми работал дирижер, мемориальные вещи, карикатуры. Специально созданные видеосюжеты раскрывают особенности работы маэстро над музыкой его современников и композиторов прошлого.
Композиторское наследие Направника заслуживает особого внимания. Его опера «Дубровский» (1894) была поставлена во многих городах России, в Чехии, Германии, пользовалась большим успехом у слушателей и до настоящего времени входит в концертный и учебный репертуар. На выставке демонстрируются эскизы Матвея Шишкова, Павла Ламбина, Владимира Дмитриева к постановкам этой и других опер Направника, программы, либретто, мемориальные предметы, фотографии, а также созданный музеем киноконцерт из его сочинений.
Специальный сюжет выставки — близкая дружба Направника с Чайковским, их полное творческое взаимопонимание. Переписка композитора и дирижера, озвученная Сергеем Барковским и Михаилом Черняком, представлена в литературно-музыкальной композиции «Письма другу» — авторской программе музея.
Выставка продлится до 5 марта 2020 г.
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 8 (169), сентябрь 2019 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~bQCpl