VII Фестиваль новой музыки

17 Сентября 2020

VII Фестиваль новой музыки

Санкт-Петербургский центр современной академической музыки представил VII Санкт-Петербургский международный фестиваль новой музыки reMusik.org, который прошел с 3 по 9 июля.

В связи со сложившейся ситуацией вокруг коронавируса основная программа фестиваля прошла в виде открытых онлайн-трансляций на портале www.remusik.org со свободным доступом для публики.
Фестиваль reMusik.org охватывает различные направления современной академической музыки: экспериментальная, электроакустическая, электронная музыка, мультимедийные проекты, свободная импровизация и другие. Он является крупнейшим фестивалем новой музыки в России. 
В программе — только мировые и российские премьеры сочинений, созданных в последние десятилетия. Произведения подобраны так, что, несмотря на сложность и оригинальность музыкального языка, от слушателя не требуется специальной подготовки. Формат представления музыки не ограничен традиционными академическими концертами, а включает также перформансы и экспериментальные выступления.
Среди площадок, ежегодно принимающих фестиваль — Концертный зал Мариинского театра, Новая сцена Александринского театра, Санкт-Петербургская Филармония, Новая Голландия, креативное пространство «Люмьер-Холл», Мастерская Аникушина, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова и другие.
Фестиваль представляют музыканты с мировым именем, известные ансамбли как классического, так и экспериментального состава, специализирующиеся на исполнении новой музыки. В этом году участвовали такие музыканты и коллективы, как Les Percussions de Strasbourg (Франция), Lemniscate (Швейцария), Adapter (Германия), Московский ансамбль современной музыки (Россия), Trio SÆITENWIND (Швейцария), Mixed Sound Personnel (Германия), виолончелистка Юлия Мигунова (Россия) с сольным концертом и другие.
В рамках VII фестиваля reMusik.org прошел финал IV Международного конкурса композиторов им. Сергея Слонимского, где молодым композиторам представилась возможность услышать свои сочинения 
в исполнении Московского ансамбля современной музыки. Партитуры лауреатов конкурса будут опубликованы издательством reMusik.org.
Образовательный блок фестиваля новой музыки reMusik.org включал лекции, презентации и творческие встречи. В рамках фестиваля во второй раз присутствовал образовательный проект «Композиторские онлайн-курсы» (куратор — композитор Александр Хубеев). Курсы в этом году прошли в режиме онлайн с 21 мая по 1 июня. Это творческая лаборатория, в рамках которой молодым авторам, отобранным жюри со всего мира, была дана возможность поработать с известными приглашенными исполнителями и композиторами с мировым именем. Лекции и индивидуальные занятия со студентами провели признанные мэтры композиторского искусства Оскар Бьянки (Швейцария), Джоанна Бейли (Великобритания), Юрий Каспаров (Россия), Дмитрий Курляндский (Россия) и Рафаэль Сендо (Франция). 
В течение семи дней приглашенные коллективы исполнили сочинения участников Композиторских курсов на фестивале.
В программе фестиваля, помимо музыки зарубежных авторов, прозвучали премьеры произведений российских композиторов, таких как Владимир Раннев, Юрий Каспаров, Дмитрий Курляндский, Наталья Прокопенко, Арман Гущян, Юрий Акбалькан, Александра Кораблёва, Александра Филоненко, Светлана Лаврова, Роман Пархоменко, Дарья Звездина и др.
Фестиваль проходил при поддержке Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция», Французского института, Посольства Швейцарии в России, Генерального консульства Швейцарии в Санкт-Петербурге, Генерального консульства Германии в Санкт-Петербурге, Генерального консульства Королевства Бельгия в Санкт-Петербурге, Польского института в Санкт-Петербурге.
Современная музыка является важной составляющей культуры, а искусство в целом и музыка в частности связаны с теми функциями общества, которые включают в себя пространственные, временные, психологические и культурные измерения. Фестиваль новой музыки в Санкт-Петербурге инициирует культурно-образовательную программу, которая исследует и представляет музыку, менее изученную в этих измерениях. Являясь частью социального феномена, reMusik.org создает открытую платформу для нового поколения музыкантов и аккумулирует необходимые элементы для культурного диалога, делая возможным продвижение оригинальных идей и поддержку инициатив.
Оценка новой музыки и ее понимание требуют соединения различных культурных аспектов, которые переносят аудиторию 
в зону слышания, концентрируя на собственных мыслях и внутреннем исследовании. 
В этом смысле программа фестиваля продолжает путь прошлых лет. Мы приложили все усилия для того, чтобы представить премьеры работ разных поколений композиторов, находящихся в постоянном поиске уникальных идей.
Попытка охватить общее музыкальное многообразие, в частности, опыт классификации современной академической музыки — 
новой музыки, современной музыки, как бы мы ее ни называли, — это сложная, но необходимая для понимания музыки начала XXI века задача. Тем не менее, часто находясь на пересечении различных творческих дисциплин, каждая новая композиторская работа свидетельствует о наличии различных подходов: взгляд на традиционное культурное наследие и процессы, переплетение разных междисциплинарных областей для создания новых звуковых форм, игра с общедоступными технологиями, языками, найденными звуками и материалами.
Продолжающийся процесс развития музыки в XXI столетии, — включая направления, представленные на reMusik.org, — является отражением музыкальных диалектов нового поколения композиторов и, с точки зрения географического охвата, — рефлексией на сегодняшнее состояние человеческого общества, которое непрерывно изменяется, испытывая влияние политических, экономических, социальных и культурных изменений. Более того, композиторы, являясь частью гражданского общества, также оказывают влияние на глобальные тенденции, сознательно или бессознательно запечатлевая их в своих работах.
Тип содержания, формы и средств выразительности каждого музыкального сочинения соединяют очень разные, с эстетической точки зрения, параметры, поэтому для слушателей (как в случае аудиальной, так и в случае визуальной перцепции) замысел композитора изначально может остаться неясным и вызвать многочисленные вопросы. Для этого и проводится наш фестиваль, идея и цель которого — создание платформы для содействия открытому диалогу между композиторами, музыкантами и аудиторией, заинтересованной новыми тенденциями в искусстве звука.
Мехди ХОССЕЙНИ, 
художественный руководитель фестиваля
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 8 (180), сентябрь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Xh3Ai