«Весна, лето, осень, зима… и снова весна»

Фото: Татьяна Сивкова

Фото: Татьяна Сивкова

1 Апреля 2019

«Весна, лето, осень, зима… и снова весна»

Так в 2003 году назвал свой призоносный фильм кореец Ким Ки Дук. На недавнем концерте в Петрикирхе из цикла «Музыкальная среда на Невском» мне пришло в голову, что именно так могла бы называться эта программа, представленная струнной группой Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга. Звучали, как нетрудно догадаться, «Времена года» — итальянца Вивальди и аргентинца Пьяццоллы.

Никому не дано нарушить смену времен года. Но оказывается, нарушить целостность и порядок частей двух самостоятельных оркестровых циклов (между которыми и так пролегло расстояние в 250 лет), и не просто нарушить, а перемешать части между собой и составить новую композицию двойного авторства, которая начинается и заканчивается двумя разными «Вёснами» — это возможно! То, что в пределах филармонического вечера сочли бы недопустимой вольностью, на дневном субботнем концерте в праздничный день 23 февраля неожиданно обрело непринужденность и органику.
Представьте, как легко, гуляя по Невскому и увидев афишу, принять спонтанное решение и за небольшую плату заглянуть в соборное и в то же время концертное пространство Петрикирхе на короткую программу в одно отделение. Не нужно наряжаться, даже снимать верхнюю одежду — располагайся, как удобно, и получай музыкальное удовольствие. И сама музыка тому способствует.
Вспомнилась телепередача, где музыковед Дина Кирнарская и гитарист Виктор Зинчук после недолгого спора назвали Вивальди композитором, написавшим во «Временах года» как раз поп-музыку своей эпохи. Ну а Пьяццолла в 4-х концертах «Времена года в Буэнос-Айресе» скромными силами ансамбля из бандонеона-соло, фортепиано, скрипки и электрогитары «симфонизировал» именно бытовой популярный жанр — танго, объединив классическую, джазовую и афро-испанскую традиции. И наконец, получившая широкое хождение вольная транскрипция Леонида Десятникова стала синтезом идей этих двух «времен». Пьяццолла зазвучал не просто вивальдиевским порядком и составом без дирижера (скрипка-соло, струнные и basso continuo): в каждую из частей по-постмодернистски были включены цитаты из Вивальди, причем с учетом разницы полушарий — так, в аргентинском «Лете» слышен голос итальянской «Зимы». Будем считать, что Десятников дал повод такому смешению.
Концерт начался с «Весны» Антонио Вивальди. Солировала, как и во всех итальянских разделах, первая скрипачка Ирина Данилова. В ее игре специфика соборной акустики (когда в храме звучит не хоровая или органная, а оркестровая музыка) словно скрывала под легким флером чистоту интонации и остроту штриха, создавая эффект «эхо». Кантилена у солистки «плыла» выразительно и томно, а в добротно сыгранных виртуозных пассажах (удалась каденция III части) точный контур был слегка размыт, но находить повод для придирок совсем не хотелось. В туттийных оркестровых эпизодах все инструменты сливались в единую струнную «монохромность», которую отчетливо прорезала партия клавесина (Ольга Котлярова).
Латинскую страсть и дух свободы — всё то, что значит для нас имя и музыка Астора Пьяццоллы, — в этой программе воплотила концертмейстер группы скрипок Екатерина Будникова. Уже в части «Лето» ей удалось соединить барочную скрипку с эстрадно-джазовым «драйвом». Темпово-фактурные контрасты, необъятные glissando, резкие взвизгивающие удары смычка будоражили и увлекали.
Но, пожалуй, самое сильное впечатление оставила «Осень» Пьяццоллы. Публика наверняка и с удовольствием отметила в ее начальных тактах знаменитую тему «Либертанго». А затем скрипичное соло сменилось виолончельным.
К слову, еще в I части вивальдиевского «Лета» обратил на себя внимание интонационно продуманный диалог солирующей скрипки и виолончели из оркестра. А в «Осени» концертмейстер группы виолончелей Зухра Садыкова, дождавшись наконец большого виртуозного соло, проникновенно исполнила свой монолог — как песнь одинокой души Аргентины. Импровизационная свобода дыхания, выразительные паузы, контраст предельно низких и высоких нот, тонкая дифференциация оттенков звука, сочное вибрато — это музыка на несколько минут словно остановила время. К виолончели исподволь присоединилась в коротких откликах скрипка Екатерины Будниковой, чтобы затем вместе с разрушительной энергией всего оркестра вновь пуститься в безумный танец…
Губернаторский оркестр Санкт-Петербурга (бывший Эстрадно-симфонический оркестр Ленинградского радио и телевидения
им. В. П. Соловьёва-Седого) переживает сейчас непростые времена, находясь, говоря фигурально, на распутье. Позади целая эпоха, связанная с деятельностью недавно ушедшего от нас маэстро Станислава Горковенко — мэтра ленинградской дирижерской школы. В свое время он был «гарантом» исполнительского качества, создал лицо и основу репертуара этого коллектива, пропагандировавшего прежде всего творчество ленинградских композиторов и записавшего множество киномузыки. Сейчас у руля оркестра новый главный дирижер — Максим Алексеев, а сам коллектив вот уже несколько лет существует под эгидой Центра музыкальной культуры «Чайковский».
Концерт в Петрикирхе — не претендующий на многое и стоящий в ряду «трудовых будней» — показал, тем не менее, что новому дирижеру Губернаторского оркестра есть на кого опереться. Что струнная группа — это те профессионалы высокого класса, с которыми можно решать серьезные задачи, можно вступать на путь творческого обновления. Чтобы по праву нести на своих афишах и в программах имя великого русского классика.
Галина ОСИПОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~CAAjb


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 18.01.2023 16:10:00 по 18.06.2023 17:10:00 «Артерии Победы»