Вечная «Весна»

8 Апреля 2016

Вечная «Весна»

Детское хоровое «поле» России никогда не было обделено талантами — и профессиональными, и любительскими: к многовековым церковно-певческим традициям прошедший век добавил невероятный подъем в светском хоровом искусстве. Обе линии сосуществуют поныне, воссоединившись в условиях сегодняшней российской реальности. Процесс этот сложен, многотруден, зависит от ряда обстоятельств, не имеющих порой прямого отношения к самой музыке (например, от состояния дел в школьной педагогике, связанной с разного рода министерскими и местными программами, постановлениями и указаниями). Тем ценнее опыт тех коллективов, которые смогли сохранить лучшее из прошедшей эпохи, дополнив его достижениями современного хорового дела.

Московская Детская хоровая школа «Весна» отметила в 2015 году свое пятидесятилетие. Она носит имя ее основателя и на протяжении 47 лет бессменного руководителя Александра Сергеевича Пономарёва (1938–2012). Выдающийся организатор, художник яркий и цельный, он превратил маленький дворовый ансамбль в сообщество хоровых коллективов, охватывающее детей от дошкольного до старшего школьного возраста. Преодолев стену непонимания, неприятия со стороны многих представителей старой академической традиции, Пономарёв показал, как можно и нужно строить хоровую работу в наш компьютерный век. Методические новации, художническая смелость Пономарёва, его требовательность, способствовавшая раскрытию творческих возможностей детей, привели к уникальным результатам. «Весна» — победитель всех международных хоровых конкурсов, в которых она принимала участие, в том числе обладатель высшей европейской награды для хоров всех типов и возрастов — «Гран-при Европы». Коллектив выступал в странах Европы, Азии, Америки и везде имел поистине оглушительный успех. Ему подвластны все музыкальные стили — от знаменного распева до современного минимализма, все жанры — от месс и «Страстей» до спиричуэлс и мюзикла. С «Весной» работали и работают многие известные дирижеры, российские и зарубежные композиторы, хору посвящены десятки сочинений, блистательно им исполненных.
К сожалению, в Северной столице последний раз хор был в 2010 году. Поэтому следует выразить признательность менеджменту Мариинского театра, включившего москвичей в один из абонементов Концертного зала.
Программу вечера, состоявшегося
19 января, составили опусы русских и зарубежных авторов XVI–XXI веков — своего рода панорама хорового творчества от эпохи Возрождения до наших дней. Редкий случай — трудно, почти невозможно выделить особо что-либо из прозвучавшего: юные хористы превосходно справились и с мадригалом Якоба Аркадельта, и с шансоном Пьера Пассеро, и с Мотетом Михаэля Гайдна, и с «кошачьим» Дуэтом Джоаккино Россини, и с «Литанией к Черной Рокамадурской Богоматери» Франсиса Пуленка, и с хоровыми миниатюрами Александра Даргомыжского, Сергея Рахманинова, Виссариона Шебалина и Павла Чеснокова. Современную музыку представляли опусы Миклоша Кочара (Венгрия), Франца Библа (Германия), Маноло да Ролда (Италия, его хор «Laudate Dominum» посвящен «Весне»), Хорхе Санчеза (Испания), Владимира Рубина (хоровые поэмы на слова Лермонтова и Некрасова), Сергея Екимова (свободная обработка двух русских народных песен) и Ефрема Подгайца (три части из «Весенней мессы» и два хора на стихи Пушкина).
О Подгайце хотелось бы сказать особо. Один из лидеров отечественной композиторской школы XXI века, вот уже в течение сорока лет он трудится в «Весне» и для «Весны». Из них двадцать с лишним —
в качестве концертмейстера младшего хора, для которого написал более 150 (!) произведений — случай из ряда вон выходящий. Связанный тесной творческой дружбой с А. С. Пономарёвым, Ефрем Подгайц — автор группы хоровых опусов (a cappella и с сопровождением) для старшего хора, немало способствовавших качественному росту юных певцов, освоению ими новых стилистических горизонтов (кантата «Как нарисовать птицу», «Ода греческой вазе», концерт для хора «Времена года», Нью-Йоркская месса, «Молитва» и др.). Его «Весенняя месса» (1996) — символ школы, фирменный знак «Весны».
Самых добрых слов заслуживает художественный руководитель хора Надежда Аверина. Воспитанница этого коллектива, она долгие годы была первой помощницей своего учителя А. С. Пономарёва и после его кончины взяла на себя руководство школой. Эта хрупкая женщина оказалась в состоянии продолжить линию основателя «Весны», твердой и уверенной рукой направляя хоровой «корабль» к новым вершинам. Притом — что исключительно важно — опираясь в первую очередь на бывших воспитанников «Весны», таких, как отлично исполнившая в рецензируемом концерте партию органа Юлия Пирожихина, как хормейстеры Ирина Волосовцева и Анастасия Трухан, как недавно влившийся в коллектив пианист Олег Мартынов. Профессор Московской консерватории, Аверина, бесспорно, является ныне одной из важнейших фигур российской хоровой культуры. Было бы крайне желательно всячески усиливать установившиеся с ней контакты, которые, невзирая на традиционную конкуренцию хоровых школ двух столиц, смогут способствовать развитию отечественного хорового искусства и одной из важнейших его ветвей — детского хорового движения.
Владимир ГУРЕВИЧ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~OMjpU