Вечер семейного дуэта![]() Фото: Пётр Москалёв Вечер семейного дуэтаКонцерт 3 ноября в Большом зале филармонии, который назывался «Об одном знаменитом семейном дуэте. Роберт Шуман и Клара Вик», стал поистине изящным и драгоценным подарком для петербуржцев. Лиричным, красивым и теплым.
Известный лектор и музыковед Наталия Энтелис прекрасно подготовила зал к концерту. Те, кто не знал историю Роберта Шумана и Клары Вик, полюбили эту пару заочно, сразу после выступления лектора. Академический симфонический оркестр под управлением Ивана Демидова исполнил знаменитые «Грёзы» Шумана и тем самым еще больше усилил наше нетерпение от встречи с солистами концерта, лауреатами международных конкурсов, петербургскими пианистами Евгением Изотовым и Анной Шелудько. Они — редкий случай музыкальной пары, в которой каждый по-своему талантлив и интересен. Оба пианиста успешно выступают на лучших сценах Петербурга, других городов России и за рубежом. Оба из музыкальных семей, члены Союза концертных деятелей, преподают в Санкт-Петербургской консерватории.
Вообще, идея супругов сыграть концерты для фортепиано с оркестром Роберта Шумана и Клары Вик изначально была приурочена к 200-летию со дня рождения пианистки и композитора Клары Вик. Но впоследствии эта идея приобрела трансцендентальный характер. И на концерте это мистическое чувство только усилилось.
Ведь Концерт Клары Вик, который исполнял Изотов, как известно, был оркестрован Шуманом. Этот концерт — первое выдающееся сочинение Клары, которое она начала писать в 13 лет и впервые исполнила три года спустя в Лейпциге (Гевандхаус) под руководством Мендельсона. Естественно, что сделав оркестровку, Шуман эту музыку хорошо прочувствовал и понял, и его присутствие в этом сочинении слышится несомненно.
А Концерт самого Шумана, в котором солировала Шелудько, был впервые сыгран именно Кларой Вик, которая всегда популяризировала музыку своего мужа и являлась первой исполнительницей многих его сочинений! Ей выпало быть тем человеком, который листал партитуру и изучал музыку, только что написанную, учил наизусть, волновался перед публикой на премьере. Словом, эта история двух любящих друг друга людей, история переплетения их душ и талантов вдохновляла и априори оказывала очень сильное впечатление сама по себе. А то, как преподнесли ее Изотов и Шелудько, заслуживает нашего пристального внимания. Супруги «поменялись» концертами: Изотов играл Концерт Клары, а Шелудько Концерт Шумана. И в этом — особая интрига.
У Евгения Изотова были две основные сложности: сыграть сочинение, которое вообще мало кто знает, и своей игрой передать то, о чем могла думать, мечтать девушка-подросток, уже известная пианистка, вундеркинд, та, которая беспрекословно слушалась отца, Фридриха Вика, своего единственного учителя. Отец делал все, чтобы его дочь блистала, занимался ее продвижением, пиаром, как мы сказали бы сегодня. Евгению Изотову надо было передать силу характера этой девушки: она, однажды полюбив, осмелится пойти против воли родителя и через суд (!) получить право замужества с Робертом Шуманом, а позднее родит мужу восьмерых детей, выдержит испытание его душевной болезнью, перенесет его смерть и будет продолжать жить дальше, играть и преподавать...
Конечно, в этом юношеском сочинении Евгению надо было разглядеть и высветить все ростки ее характера, ее решений и поступков. И Изотов взял первые аккорды так, что вся сила духа Клары Вик стала для нас очевидной, почти осязаемой. Во второй части дуэт с виолончелью, такой не концертный, а скорее камерный, поразил своей нежной красотой и открытостью. Третья часть прозвучала как гимн свободе. Финал буквально живописал побег Клары Вик из родного дома, от отца — к своему будущему мужу, Роберту Шуману.
Очень внимателен к обоим солистам был молодой дирижер Иван Демидов, все вступления и окончания были гармоничными, на едином дыхании.
Музыку Роберта Шумана Анна Шелудько сыграла так, что стало абсолютно понятно, за что его полюбила Клара. Лирика, спрятанная в Концерте Клары во вторую часть, у Шумана засверкала сразу, с первых нот. Изумительной красоты тема была превосходно сыграна Анной (если бы Шуман написал только одну первую часть Концерта — его уже можно было бы считать гением). Если Евгений, казалось, играл без всяких усилий, будто паря «над», то Анна восхищала своим стремлением объяснить, рассказать, донести. Пианистка все музыкальные события проживала и пропускала через себя. Рояль пел, темы летели, легкие пассажи устремлялись ввысь...
Во второй части Анна была в меру игривой и кокетливой, между пианисткой и оркестром была разыграна почти театральная сценка. Ее удовольствие от игры с оркестром, несомненно, ощущалось публикой (подчерк-ну, что это был первый концерт пианистки в Большом зале филармонии).
Поздравляем Анну Шелудько с успешным дебютом и желаем творческих побед этому замечательному семейному дуэту — ведь это только начало!
Антонина РОСТОВСКАЯ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 11 (172), декабрь 2019 г.
Источник:
https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~PdSCr
| ![]() ![]()
С 12.09.2022 20:20:00 по 04.04.2023 21:20:00 «Пётр и Александр — небесные покровители Российской империи»
С 10.10.2022 16:50:00 по 05.04.2023 17:50:00 «Ночь, улица, фонарь, аптека...» С 06.12.2022 10:30:00 по 06.06.2023 11:30:00 «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга» С 21.12.2022 12:40:00 по 16.04.2023 13:40:00 «Когда зеркало зеркалу снится» С 22.12.2022 11:50:00 по 23.04.2023 12:50:00 «Культурный код. Каверин 2.0» С 24.12.2022 09:20:00 по 04.04.2023 10:20:00 Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX и XX веков С 18.01.2023 16:10:00 по 18.06.2023 17:10:00 «Артерии Победы» ![]() |