Вечер музыки Шумана и Грига

Фото: Полина Чернышова

Фото: Полина Чернышова

28 Февраля 2019

Вечер музыки Шумана и Грига

30 января в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии состоялся концерт лауреата международных конкурсов Анны Шелудько. В рамках абонемента «Вечера популярных фортепианных программ» петербургская пианистка исполнила «Крейслериану» Роберта Шумана, а также сочинения Эдварда Грига — фортепианный цикл «Поэтические картинки» и Сонату ми минор op. 7.
Анна Шелудько — пример музыканта, у которого в равной мере развиты как логика, так и неукротимый темперамент. Благодаря этому Анна точно знает, что хочет, и движется к цели, воплощая свои замыслы ярко, смело и настойчиво. За последние полгода Анна выступала вместе с музыкантами филиала Государственного академического Мариинского театра (дирижер — Иван Столбов), исполняя Второй концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром в Северо-Осетинской государственной филармонии (Владикавказ), давала концерты в Мюнхене. В текущем сезоне Анна приняла участие в концертах, приуроченных к 145-летию со дня рождения С. В. Рахманинова, выступала в рамках фестиваля «Международная неделя консерваторий» в зале Прокофьева (Мариинский-2). В ноябре были сольные концерты в Барнауле и Новосибирске. С успехом исполнив новую программу там, Анна представила ее, наконец, и петербургской публике.
Музыка Шумана и Грига прозвучала в одном концерте не случайно, Анна рассчитала довольно точно и свои силы, и душевные резервы публики. Насыщенная эмоциональными контрастами программа заставила слушателей не только погрузиться в тончайшие движения человеческой души, изысканный узор музыкальных историй, написанных ранним и поздним романтиками, но и душевно поработать, включиться в них. Темповые шторм и штиль, зашкаливающая текстовая информативность и медитативное безмолвие… Анна беспощадно бросала слушателей в крайние состояния, и после первого отделения публика расходилась, потрясенная пережитым.
В 1838 году, когда была написана «Крейслериана», ничто не предвещало беды, никто не мог знать, что Роберт Шуман окончит свою жизнь в психиатрической лечебнице, будет слышать голоса ангелов. Замысел «Крейслерианы» был навеян сборником новелл Э. Т. А. Гофмана, а именно образом «чудаковатого капельмейстера» Крейслера. В этом же 1838 году Шуман и Клара еще не были женаты, до свадьбы — два года. Два года немыслимого душевного напряжения, когда отец Клары (он же —
учитель Шумана пианист Фридрих Вик) противился будущему браку. О «Крейслериане» Клара Вик говорила тогда: «Как прекрасна эта вещь, как много здесь юмора и в то же время таинственности. Меня изумляет твоя душа, всё новое в ней». Анна Шелудько в полной мере изумила публику и богатством непредсказуемо рельефной фортепианной фактуры с сумасшедшими ритмическими экзерсисами, и глубиной моментов покоя неземной красоты. Благодаря Анне в сочинении как будто ожили голоса Эвзебия и Флорестана, двух сторон личности композитора, а публика, замирая, слышала те самые голоса ангелов. Будто пианистке удалось в «Крейслериане» предвидеть драму последних лет жизни композитора.
И если первое «шумановское», отделение было вдохом, то второе, «григовское», — несомненно выдохом.
Во втором отделении прозвучали «Поэтические картинки», на которых публика постепенно привыкала к более спокойному норвежскому темпоритму концерта, настраиваясь на Сонату (хотя и она, как и «Крейлериана», являла собой «картинное чередование образов»). Изумительные лирические эпизоды, красота второй части цикла, финальный мажор как глоток воздуха — и эмоциональное равновесие было вновь восстановлено до состояния гармонии после шумановских контрастов.
Море цветов, овации… Казалось, концерт был успешно окончен, но Анна Шелудько немало удивила всех выбором произведения на бис. Прозвучала Прелюдия до-диез минор op. 3 № 2 Рахманинова, да так, что в ней открылись совершенно другие, но не менее сильные стороны пианистки: мужская энергия, сокрушающая сила атаки звука, выход из фантастических образов в реальное измерение.
Это необычайно сильное, драматичное исполнение будто стало началом третьего, неосуществленного отделения. Оно продолжилось уже вне зала и оставило довольно терпкое музыкальное послевкусие.
Антонина РОСТОВСКАЯ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~1xdQp