Вечер дружеских воспоминаний

2 Ноября 2018

Вечер дружеских воспоминаний

В текущем году, богатом на события и даты в истории балета, исполнилось бы 80 лет со дня рождения выдающегося русского артиста, педагога, хореографа Никиты Александровича Долгушина (1938–2012). 21 сентября в Белом зале Библиотеки им. М. Ю. Лермонтова состоялся вечер дружеских воспоминаний его учеников, артистов и коллег.

В истории Никита Долгушин навсегда останется танцующим философом, поистине «человеком эпохи Возрождения», одним из последних петербуржских интеллектуалов в мире хореографического искусства. Портрет легендарного танцовщика дополнился яркими красками воспоминаний людей, с которыми он достиг кульминации творчества как балетмейстер, педагог и художник.
Место проведения, как и состав участников, не был случайным. С Лермонтовкой у хореографа давняя история дружбы и плодотворного сотрудничества. Об этом поведала Галина Ивановна Беляева, куратор проекта «Память нации». Библиофил Долгушин был частым гостем Библиотеки «Старая Коломна», где проходили тематические вечера и творческие встречи, так или иначе связанные с историей петербургского балета. Именно здесь он регулярно выступал с докладами и дарил в фонд книги об искусстве. В Белом зале библиотеки им. М. Ю. Лермонтова Долгушин был докладчиком на Лермонтовских чтениях.
Вершина творчества Никиты Долгушина — эпоха становления Театра консерватории. Отметим, что руководство труппой он успешно совмещал с педагогической деятельностью на консерваторской кафедре хореографии, с балетмейстерскими постановками и проектами по всему миру. В 1983 году Долгушин возглавил малочисленную, но крепкую труппу, с которой шаг за шагом прошел тернистый путь — от статуса консерваторской Оперной студии до уровня Санкт-Петербургского государственного театра оперы и балета (1994). В конце 1990-х
годов именно балетная труппа под управлением Никиты Долгушина конкурировала с ведущими театрами Петербурга.
В репертуаре шли уникальные двухактные версии «Спящей красавицы», «Щелкунчика», неповторимые балетные вечера, приуроченные к памятным датам и значимым событиям. Неизменным успехом у зрителей пользовались дивертисмент миниатюр «Памяти Леонида Якобсона», «Русский балет Серебряного века», «Несравненная Анна Павлова» и другие. Восстанавливая классические шедевры мировой хореографии, Долгушин предъявлял публике выбор уникальных программ. К 100-летию со дня рождения Вацлава Нижинского впервые в России был восстановлен «Послеполуденный отдых Фавна» с оригинальным оформлением Льва Бакста.
Премьеры и юбилеи всегда посещали выдающиеся представители мира балета. В театре Долгушина с завидной регулярностью бывали Майя Плисецкая и Родион Щедрин, Наталья Макарова, Алла Шелест, Наталья Дудинская, Владимир Васильев и многие другие. В сложные девяностые годы труппа с успехом гастролировала в Германии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Японии. В постановках участвовали ученики и студенты Никиты Долгушина, а также воспитанники детской студии при театре.
Театр поистине живой организм, в котором есть свое сердце, а именно репетиторы, отвечающие за общее состояние коллектива артистов. Самому талантливому хореографу и руководителю труппы не обойтись без поддержки людей, знающих репертуар и способных довести до совершенства технику исполнения, помочь балетмейстеру воплотить задуманное. В театре Никиты Долгушина истинными соратниками были легендарные педагоги-репетиторы:— Елена Ефимовна Селиванова и Владимир Борисович Серый — в прошлом артисты театра Леонида Якобсона. Е. Е. Селиванова в рамках вечера поделилась воспоминаниями о непростой, но плодотворной многолетней деятельности. Непреклонный в ряде вопросов Долгушин часто прислушивался к мнению репетиторов, уступая их аргументированным доводам. Например, в процессе воссоздания миниатюры Якобсона «Баба Яга» Долгушин пожелал надеть на артиста маску. Настойчивость и принципиальность репетиторов убедила балетмейстера-реставратора отказаться от собственной затеи и согласиться с сохранением аутентичного грима.
Пройдя большой артистический путь, некоторые из солистов театра Долгушина впоследствии сами стали успешными педагогами. Например, Татьяна и Михаил Черкашины, в прошлом солисты Театра консерватории, ныне преподаватели Академии русского балета им. А. Я. Вагановой.
В артистической биографии Татьяны и Михаила Черкашиных почти весь сольный репертуар театра. В том числе и «Эпитафия» на музыку Томазо Альбинони, созданная Долгушиным по мотивам «Ромео и Джульетты», проникновенный дуэт, свидетельствующий о редкой музыкальности хореографа и самобытности пластического языка, сегодня существует как отдельный концертный номер.
Никита Долгушин-педагог — отдельная глава в его биографии. Будучи талантливым танцовщиком и балетмейстером, он умел видеть исполнительские недочеты и делать меткие замечания. Несовершенство техники молодых артистов он подмечал и исправлял с ювелирной точностью, прививая каждому эстетику петербургской школы. Вместе с репетиторами Долгушин воспитал плеяду уникальных, универсальных артистов, которые помимо богатого классического репертуара театра могли с легкостью исполнять и порой самую «причудливую» хореографию студентов кафедры.
Балетная труппа под управлением Долгушина всегда участвовала в постановках балетмейстеров. Уникальный опыт сотрудничества помогал начинающим хореографам обрести свой стиль и получить заветную путевку в жизнь. Например, Константин Чувашев, воспитанник и творческий приемник Никиты Долгушина, состоялся как балетмейстер, руководитель труппы Театра оперы и балета консерватории. В юности Долгушин уехал из Петербурга в Новосибирск, где ему представилась возможность пополнить сольный репертуар. Десятилетия спустя выпускник новосибирского хореографического училища Чувашев приедет в Ссеверную столицу к Долгушину, чтобы учиться у него. Появление постановок «Пульчинелла» и «Игра в карты» — результат становления молодого хореографа Чувашева и зрелости исполнительского мастерства артистов труппы. Об уровне, которого достигли артисты, можно судить по географии: многие из них сегодня работают в Новой Зеландии, Америке, Франции, Италии, Канаде, Германии, Японии и других странах мира.
Валентина Макарова — артистка труппы Долгушина, ныне педагог кафедры хореографии Института культуры, вспомнила эпизод создания внешнего образа к Испанскому танцу из балета «Щелкунчик». Балетмейстер, получив готовый костюм, принялся вносить коррективы: прямо на танцовщице перекраивались детали лифа и пачки, добавлялись и исчезали украшения.
Долгушин-художник всегда находил неожиданные решения. Собирая в щепотку лоскут ткани, формировал цветы, из елочных гирлянд — ожерелья, краской-спреем для машин мог пройтись по линии корсета, создавая иллюзию утонченных линий тела, легким движением отрезать подол платья, подбирая индивидуальную длину для каждой артистки.
Прима Национального большого театра балета Белоруссии, в прошлом солистка труппы Долгушина и его студентка Анна Фокина с благодарностью вспомнила годы работы в Петербурге. Она приехала молодой танцовщицей, которой предстояло исполнить ведущие роли в репертуаре и усовершенствовать исполнительскую технику. Самым неожиданным, по мнению А. Фокиной, оказалось назначение на ведущую роль в «Кармен-сюите» (2003). Долгушин рассеял сомнения танцовщицы, предложив свой взгляд на трудную партию.
Фёдор Лопухов-младший в сотрудничестве с Никитой Долгушиным по записям своего легендарного деда в 2003 го-
ду восстановил танцсимфонию «Величие мироздания». Уникальный опыт, который мог состояться, кажется, только в Театре Консерватории, к сожалению, современники не оценили. Ф. Лопухов-мл. вспомнил с благодарностью годы обучения и тот бесценный опыт, который получали студенты. Сегодня он сам педагог, воспитывая молодое поколение, прививает ему уважение к творчеству ушедших учителей.
Память о Никите Александровиче Долгушине жива, как и преемственность поколений, не нарушаемая благодаря его ученикам.
Янина ГУРОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~AGXoT