В сторону Выборга

Фото: Елена Лёгкая

Фото: Елена Лёгкая

1 Октября 2020

В сторону Выборга

Искусство слышать паузы 
Странно, что столь насыщенный музыкальными событиями XIII российско-финский фестиваль «В сторону Выборга» натолк-
нул меня на философские размышления о паузе…
Как многозначны паузы в музыке! Это внезапная остановка, пауза-потрясение, пауза-задумчивость, пауза-тишина, пауза — перевести дыхание, пауза-бессилие, пауза-опустошение, пауза — точка накопления сил, пауза-уход, пауза — скорбное молчаливое прощание... 
В апреле этого года наше существование было непредвиденно, внезапно поставлено на паузу, напряженную, порой рождающую страх неизвестности («Как дальше жить и что будет?»), паузу-оцепенение, паузу-пустоту… Особенно остро это почувствовали музыканты, филармонии, концертные организации, жизнь которых и по сей день еще не вернулась в привычное русло. 
Все эти философские размышления пронеслись в моей голове во время звучания, казалось, бесконечных пауз в Сонате для скрипки и фортепиано Вениамина Баснера в исполнении Владислава Песина и Алексея Гориболя на одном из концертов фестиваля. Это произведение стало истинным потрясением для всех, кто слушал концерт «живьем» и в онлайн-трансляции. 
Соната была написана в 1982 году и посвящена памяти скрипача Михаила Ваймана, с которым со студенческих лет Баснера связывала человеческая, творческая дружба и уход которого стал невосполнимой утратой.
В разрывающем душу вальсе-жизни, по-баснеровски мелодически прекрасном, щемяще ностальгическом, трагически угловатом, «захлебывающемся» внезапными порывами «ритмического ветра», словно сконцентрировались известные киномузыкальные образы великого композитора-песенника («Белой акации гроздья душистые», «Крестики-нолики», «На всю оставшуюся жизнь», «С чего начинается Родина», «Это было недавно»). А в траурном финале невероятные по объемности и глубине паузы ввергают в оцепенение. Музыканты держат тяжесть этих пауз «всем телом», замирая под их, кажется, невыносимым «грузом» (такова артистичность их исполнения!). 
И за эту паузу-смерть, паузу-небытие, паузу-ожидание в тебе рождается столько чувств и эмоций, что последний звук не освобождает, и ты еще долго переживаешь услышанное…

«Не может быть, 
чтоб жили мы напрасно!»
Каждым фестивалем «В сторону Выборга» его художественный руководитель Алексей Гориболь благодарно-утвердительно отвечает на эту строчку Ольги Берггольц, вспоминая вместе со слушателями выдающихся деятелей культуры и искусства, юбиляров текущего года. 
В открывшем фестиваль музыкально-поэтическом вечере «Восторг и бури полюбя…», в знаменитой библиотеке Комарово, актеры Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова Екатерина Старателева, Антон Шварц, Андрей Аршинников читали стихи трех поэтов-юбиляров этого года — Александра Блока, Ольги Берггольц, Иосифа Бродского. Все поэты бывали на Карельском перешейке, в Комарово, эти места нашли свое отражение в их творчестве. Поэтическая часть концерта была дополнена фрагментами квартетов Дмитрия Шостаковича, тоже комаровского дачника, в исполнении молодых талантливых музыкантов: Дмитрия Саетовича (скрипка), Майкла Шаффарцика (скрипка), Кристины Васильевой (альт), Дарьи Поповой (виолончель). 
В числе дорогих гостей приятно было видеть на этом вечере Ирину Антоновну Шостакович. 
В Зеленоградской школе искусств в концерте «Классики и современники» в связи с юбилейными датами звучала музыка Иоганна Себастьяна Баха (335 лет), Людвига ван Бетховена (250 лет), Вениамина Баснера (95 лет). 
Своеобразным талисманом фестиваля является музыка Леонида Десятникова, которому в этом году исполняется 65 лет. Вдохновляющее общение с выдающимися людьми минувшего века, атмосфера жизни Комарово и Дома творчества в Репино памятны и важны для композитора. 
Владимир Розанов удивил исполнением в переложении для баяна трех прелюдий из фортепианного цикла «Буковинские песни». Цикл, посвященный А. Гориболю, стал в кругу профессионалов бестселлером прошедшего года. За диск с записью, выпущенный на фирме «Мелодия», пианист и композитор были удостоены премии «Парабола» Фонда Андрея Вознесенского.
В исполнении на другом инструменте прелюдии «Ой, чие ж то весиллячко», «Ой, Канадочка широка», «Червоно калинко, листя зеленьке» слушались совершенно по-новому. Песенные первоисточники в тембровой палитре баяна проявились более «зримо». Особенно эффектное преображение произошло в третьей прелюдии, где исполнитель обнаружил яркую оркестровость музыки, а красочно гудящие баянные басы добавили загадочности и демонизма образам прелюдии. 
По инициативе Дмитрия Саетовича прозвучал в гала-концерте Квинтет для флейты, кларнета, скрипки, контрабаса и фортепиано «Эскизы к закату» Десятникова, написанный на материале музыки к фильму Александра Зельдовича «Закат», по мотивам одноименной пьесы Исаака Бабеля. Блестяще исполненное Д. Саетовичем (скрипка), Софией Виланд (флейта), Александром Васильевым (кларнет), Олегом Кобельским (контрабас) и А. Гориболем (фортепиано), это произведение, всегда «обреченное» на успех, стало ударным в программе концерта. 

Proзрение
Когда Господь Бог по какому-то своему неведомому нам разумению отнимает у человека способность видеть этот мир, он часто щедро открывает другое зрение, делает более зорким сердце, душу человека. 
Поверьте, редко можно встретить более светлого, жизнерадостного, дружелюбного человека, чем певец Олег Крикун, который не видит наш мир так, как мы, но ощущает его острее, глубже, благодарнее. Исполненные им в концертах фестиваля романсы 
П. И. Чайковского (монографическая программа к 180-летию композитора в репинских Пенатах) и «Две русские песни» Леонида Десятникова на стихи Р. М. Рильке стали серьезной заявкой и на будущие успехи дуэта Крикун — Гориболь. 
Голос Олега — это голос современного молодого человека, ровный, гибкий, в кульминациях сильный. В нем есть трогательная сентиментальность, без которой не представить музыку Чайковского, и теплый свет естественности, чистоты, которые так уникально совпали с образностью раннего песенного цикла Десятникова.

Пауза по-фински — keskeyttää
Пауза в перемещениях через границы, даже с близкой Финляндией, все-таки не прервала музыкальное общение между странами. 
В концертах фестиваля, организованного совместно с Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге, была представлена своеобразная антология финской музыки (кстати, Институт Финляндии постоянно снабжает музыкантов новыми нотными изданиями музыки финских композиторов). В Зеленогорске прозвучали Соната до минор для скрипки и фортепиано (1920), Рондо фа минор для фортепиано, ор. 1, Ууно Клами (1917), Соната фа мажор для скрипки и фортепиано Тойво Куула (1906) в исполнении Д. Саетовича (скрипка) 
и П. Коновалова (фортепиано). Музыканты с большой увлеченностью сыграли эти произведения, развивающие романтические традиции с ощущением «прохладного» северного колорита. 
Пианист Павел Коновалов, на мой взгляд, особенно убедительно раскрылся не только как прекрасный ансамблист (в дуэтах с А. Гориболем и Д. Саетовичем), но и сольный исполнитель, который умеет захватить внимание слушателя очень выразительной игрой, какой-то повышенной технической и стилистической отточенностью «произнесения» текста, тщательно продуманной тембровой палитрой в разных регистрах, которую он использует для передачи образного содержания произведений. 
Скрипач Дмитрий Саетович продолжил знакомить нас с финской музыкой и в гала-концерте, где он с А. Гориболем сыграл пять образно контрастных пьес финских композиторов начала ХХ века (В. Ханникайнена, 
Т. Куула, Х. Каски, Т. Куусисто, Я. Сибелиуса). Прелестная салонная музыка была исполнена с большим вкусом. А парк за стеклянной стеной библиотеки Алвара Аалто в Выборге, ставший сценическим задником для трансляции этого концерта, усиливал блаженное ощущение покоя, душевной гармонии. 
У звезд не бывает пауз
Так кажется. На самом деле эпидемия коронавируса приостановила на неизвестное время творческую деятельность даже самых известных в мире исполнителей. Это печально. Но не было бы счастья… Нашему фестивалю повезло. Две звезды мировой оперы — Олеся Петрова (которая в это время должна была петь в «Метрополитен-опере»), и Богдан Волков (успевший сразу после открытия границ покорить публику Зальцбургского фестиваля) — к нашему слушательскому восторгу украсили своим участием финал фестиваля «В сторону Выборга».
Богдан Волков божественно спел пять романсов П. И. Чайковского. Кстати, осенью этого года они с Алексеем Гориболем запишут на фирме «Мелодия» романсы Петра Ильича. 
С огромной эмоциональной силой прозвучали в исполнении Олеси Петровой главные арии меццо-сопранового репертуара — Ария Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» и Сцена и ария Иоанны из оперы Чайковского «Орлеанская дева». Удивительный талант Олеси Петровой заключается еще и в том, что на камерной сцене она достигает того уровня доверительности, искренности эмоций, которые не оглушают мощью голоса, а берут за сердце. 

Пауза-старт! 
Сегодня, когда, пусть и с ограничениями привычного ритма концертного общения, постепенно начала просыпаться музыкальная жизнь, я думаю о том, что способность слышать паузу не только в искусстве, но и в жизни — это великое умение. Умение ощущать паузу не как пустоту, а как точку неослабевающей надежды, точку пусть вынужденного, но необходимого отдыха перед рывком, как время для размышления, поиска и понимания новых форм существования. 
С первого года существования фестиваль открывал новые имена молодых исполнителей. Когда-то новичком фестиваля был гитарист Егор Свеженцев, который сегодня выступал уже как любимый публикой участник фестиваля. А с удачным дебютом в этот раз можно поздравить выпускницу кафедры сольного пения Музыкально-педагогического института им. А. И. Герцена Алёну Михалевич, продемонстрировавшую красивый голос, осмысленные и умело взятые верхние ноты, органичный артистизм, глубокое чувство музыки в романсе Чайковского «Я ли в поле да не травушка была». 
Условия выхода из паузы поставили новые и очень трудные задачи перед организаторами. Но благодаря усилиям директора фестиваля Елены Перовой (заместитель директора Института Финляндии в Санкт-Петербурге) блестяще была решена главная из них — проблема онлайн-трансляций концертов фестиваля.
Найти команду профессионалов, обеспечивающих качественную онлайн-трансляцию, — дело непростое. Но если так везет, что члены этой команды в процессе работы еще и влюбляются в дело, которое тебе дорого, становятся единомышленниками, — то это просто счастье сотворчества. На своей странице в «Фэйсбуке» Елена Перова написала: «Мы просто счастливы, что познакомились и привлекли к фестивалю Максима Якупа, Дмитрия Юшкова, Егора Дулькина. Они не менее талантливы, чем наши прекрасные музыканты!» 
Запечатленный ими XIII Фестиваль «В сторону Выборга» все желающие теперь в любое время могут послушать на youtube.com/user/instfin. 
«Услышать» плюсы в паузах нашего непростого времени, наверное, могут помочь преданность своему делу, надежда и вера. Важно не поддаваться отчаянью, а оценивать испытания как повод для того, чтобы аккумулировать силы, найти новые пути во имя жизни любимого детища, которым является для всех организаторов, участников и слушателей фестиваль «В сторону Выборга». 
Елена ЛЁГКАЯ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 9 (181), октябрь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~g4fqf