В кругу великих имен![]() Фото: пресс-служба филармонии В кругу великих имен«В кругу великих имен» — так называется абонемент Малого зала Филармонии, посвященный «круглым датам». А в 2020-м году этих дат «урожайное» количество: И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Д. Скарлатти, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ц. А. Кюи, П. И. Чайковский… И это далеко не полный перечень юбиляров! К числу их относятся и четыре композитора, камерная музыка которых была исполнена на концерте в Малом зале 21 февраля сего года. Это представители австро-немецкой школы: Л. ван Бетховен, А. Шёнберг, П. Хиндемит, Р. Штраус.
Камерное музицирование, при всей, казалось бы, большей доступности в исполнении и непосредственности восприятия, на поверку оказывается искусством довольно сложным, если не сказать – элитарным. Должны собраться артисты, готовые вместе создать ансамбль как сообщество — и воссоздать произведение как ансамбль. А для этого прежде всего необходимы взаимопонимание и уважение к индивидуальности друг друга, общее эстетическое мироощущение, без которого невозможны и хорошие партнерские взаимоотношения и, главное, верная интерпретация.
Все вышеназванные положительные качества присутствуют в ансамбле, состоящем из пианистки Дарьи Шапошниковой, скрипача Дмитрия Петрова, альтиста Иосифа Нурдаева и виолончелиста Дмитрия Хрычёва.
Шапошникова и Петров часто выступают в совместных дуэтных концертах, причем Дмитрий, помимо основного инструмента —
скрипки, виртуозно владеет и альтом. Это ярко продемонстрировало первое отделение концерта, где были исполнены Восьмая соната для скрипки и фортепиано Л. ван Бетховена, «Четыре песни, оp. 2» А. Шёнберга в переложении Д. Петрова для того же состава и Соната для альта и фортепиано П. Хиндемита.
Хочется особенно отметить умно составленную программу концерта: были тщательно продуманы не только стилистика и порядок исполняемых сочинений, но и их место в творчестве композиторов. Все опусы объединяла идея прощания мастера с предыдущей музыкальной эпохой. Бетховен в Восьмой сонате прощается с классицизмом, три остальных композитора — отдают дань романтизму, чтобы в дальнейшем, найдя себя, создавать новые творческие направления и композиторские школы. Об этом же говорил в своем вступительном слове перед каждым произведением Дмитрий Петров, обнаружив, помимо великолепных инструментальных талантов, еще и лекторский дар —
весьма нечастое явление в среде исполнителей. Его краткие преамбулы настраивали слушателей на верное восприятие музыки.
По-настояшему впечатляла внутренняя спаянность всего коллектива, проявившаяся в полной мере во втором отделении при исполнении Квартета для фортепиано, скрипки, альта и виолончели Р. Штрауса. Это одно из ранних сочинений композитора, где будущий автор «Саломеи» и «Жизни героя» еще почти не слышен.
Удивительной по нынешним временам особенностью ансамбля стало то, что для музыкантов на первом месте были не они сами, а исполняемые ими авторы. Никто себя не выпячивал, не показывал: «Смотрите, какой у меня сольный фрагмент и, главное, — как Я его играю»… Фразировка, интонирование, диалоги инструментов — все дышало единым ритмом, желанием услышать партнера и ответить ему. При этом игра не холодная, музейная, как ее называл Г. Нейгауз, а выразительная, яркая, экспрессивная, но никогда не заходящая за определенную черту, где кончается хороший вкус. Слушая игру артистов, вспоминаешь лучшие образцы ансамблевого музицирования прошлого, к примеру — Леонида и Нину Коган, или же — Святослава Рихтера и Квартет имени Бородина.
К сожалению (и этого никто не мог предвидеть), выступление музыкантов было посвящено трагическому событию — смерти друга исполнителей Владимира Темирканова, сына выдающегося дирижера Юрия Темирканова. Концерт ни в какой мере не был официальным поминовением — но это искренняя дань людей, знавших этого человека и любивших его, как Дмитрий Петров, сидевший с Володей за одной партой в школе. Возможно, настроение артистов и передалось какой-то части публики, повлияв на восприятие сочинений.
И еще одна грустная нота, о которой нельзя не упомянуть: зал был не слишком заполнен. Что же поделать, это та самая особенность камерной ансамблевой музыки, о которой было сказано выше: камерная музыка элитарна, она не собирает нынче больших залов и, как правило, не приносит бурных оваций. Она не столь на слуху у широкой публики, как сольные, оперные и симфонические произведения. Тем ценнее была аудитория, собравшаяся на концерт замечательных артистов, тем дороже для музыкантов был каждый, кто из зрительного зала общался и с ними, и, главное, — с теми композиторами, чью музыку так любовно и бережно воплощали Дарья Шапошникова, Дмитрий Петров, Иосиф Нурдаев и Дмитрий Хрычёв.
Дмитрий КРАВЧЕНКО
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 3 (175), март 2020 г.
Источник:
https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~hk3A7
| ![]() ![]()
С 06.12.2022 10:30:00 по 06.06.2023 11:30:00 «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга»
С 18.01.2023 16:10:00 по 18.06.2023 17:10:00 «Артерии Победы» ![]() |