«В круге Дягилевом»

Фото: пресс-служба Музея музыки

Фото: пресс-служба Музея музыки

1 Декабря 2020

«В круге Дягилевом»

С 14 ноября по 12 февраля в Шереметевском двор-це — Музее музыки (наб. Фонтанки, 34) пройдет международный выставочный проект «В круге Дягилевом. Пересечение судеб».

Проект «В круге Дягилевом. Пересечение судеб» станет ключевым явлением музейного сезона 2020–2021 годов и центральным событием Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.». Выставка повествует о творческом пути выдающегося деятеля отечественной культуры Сергея Дягилева через его окружение и представляет собой портретную галерею тех, кого великий импрессарио вовлекал в круговорот своей бурной деятельности. Портреты деятелей театра, музыки, балета первой трети XX века, созданные крупнейшими художниками России и Европы, впервые будут собраны вместе. Герои выставки — от Анны Павловой до Габриэль Шанель, от Михаила Фокина до Джорджа Баланчина. Художники — от Ильи Репина до Анри Руссо, от Александра Бенуа и Льва Бакста до Пабло Пикассо и Джорджо де Кирико. На выставке будут экспонироваться живописные, графические и фотоработы из ведущих музеев России и Европы, включая Третьяковскую галерею, Русский музей, ГМИИ им. Пушкина, Эрмитаж, Центр Помпиду (Париж), Художественный музей Руана, Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Национальную галерею современного искусства Турина, российские и зарубежные частные коллекции. Многие портреты из зарубежных собраний будут демонстрироваться в России впервые.
Этот смелый и масштабный проект — беспрецедентный диалог художественных культур России и Европы — в своей основе наследует идеям самого Сергея Дягилева, страстного пропагандиста европейского искусства в России и, напротив, русского искусства на Западе. Дягилев во многом был первым. Первым куратором художественных выставок, имевших концепцию и творческий отбор работ. Первым последовательным создателем театрального спектакля как синтетического зрелища, в котором музыка, хореография, сценография и костюмы объединены в целостный художественный замысел. Первым русским театральным продюсером, «крестным отцом» европейского продюсерского искусства. Дягилев обладал потрясающей способностью объединять вокруг себя, увлекать своими идеями не только творцов — композиторов, художников, хо-реографов и танцовщиков, — но также финансистов, дипломатов, царствующих особ и состоятельных поклонников и поклонниц. Дягилева влекло будущее, на алтарь новых творческих побед он приносил в жертву дружбу с прежними соратниками, будь то Дмитрий Философов, Вацлав Нижинский или Александр Бенуа. Круги его общения менялись вместе с новыми художественными задачами, и лишь немногие оставались с Дягилевым навсегда. 
Выставка «В круге Дягилевом» построена как двенадцать сюжетов — двенадцать кругов жизненного и творческого пути, в каждом из которых личность Дягилева раскрывается через людей, которых он притягивал, отталкивал, с кем дружил, у кого учился, кем дорожил, чей талант он открывал, через тех, кто помогал ему и кому помогал он. Появление юного Дягилева в Петербурге и первые выставки; журнал «Мир искусства» и «роман» с Дирекцией императорских театров; первое наступление на Париж 1906–1908 годов; организация «Русских сезонов»; Первая Мировая война; парад творческих манифестов: художественные «провокации», искушение европейским авангардом, а затем поворот к неоклассицизму — каждый период жизни Дягилева представлен в портретном ряде и обширных сопровождающих материалах — в так называемом «подстрочнике», рассказывающем о наиболее важных творческих событиях и включающем сцены из ключевых спектаклей тех лет. Взаимоотношения героев портретной галереи откомментированы в развернутых аннотациях. Их творческие споры раскрыты через цитаты из писем, публикаций того времени и мемуаров. Авторы выставки особо выделяют сюжет «Мечты о России. Невозвращение блудного сына» как трагический рефрен дягилевской истории. Два сюжета — «Петербург. Начало» и «Смерть в Венеции» — закольцовывают экспозицию: образы имперской столицы России и мистического города на воде перекликаются, замыкая круги жизни и судьбы Сергея Дягилева. 
К выставке издан альбом-каталог на русском и английском языках. 
Автор идеи и куратор проекта — Наталья Метелица, директор СПбГМТиМИ.
Посещение выставки организовано со всеми противоэпидемическими предосторожностями и ограничениями. Просим зрителей соблюдать требования Роспотребнадзора и, в частности, надевать маски и перчатки при входе в Шереметевский дворец — Музей музыки.
Пресс-служба Музея музыки
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 11 (183), декабрь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~7xm35


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время