«В Кащеевом царстве»

7 Декабря 2015

«В Кащеевом царстве»

29 октября 2015 — 6 марта 2016

29 октября в Мемориальном музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова (Загородный пр., 28) открылась выставка «В Кащеевом царстве», которая продолжает серию камерных выставок, начатых в 2011 году и представляющих оперное наследие композитора. Проект «В Кащеевом царстве» — девятый и, пожалуй, самый сложносочиненный сюжет в рамках цикла. Сходство фольклорных источников и сюжетных мотивов оперы Римского-Корсакова «Кащей бессмертный» и балета Стравинского «Жар-птица» объединило в одной экспозиции сразу два музыкальных шедевра.

История, рассказанная на выставке, обращена прежде всего к детской аудитории. С помощью сказки, сплетенной из сюжетных мотивов «Кащея» и «Жар-птицы», можно будет отправиться в путешествие по таинственному Кащееву царству, узнать побольше о героях — бессмертном Кащее и его бессердечной дочери Кащеевне, о заколдованных витязях и плененных царевнах, о яркой Жар-птице, о том, где может быть спрятана гибель Кащея и каким будет превращение Кащеевны. И конечно, научиться верить, что можно победить даже самое могущественное зло. Текст сказки станет путеводной нитью от предмета к предмету, поможет ориентироваться в эскизах костюмов и декораций.
Внимательно присмотреться к Кащееву царству будет интересно и взрослым. Посетители выставки смогут узнать о сенсационном открытии полной авторской рукописи «Кащея бессмертного» и увидеть партитуру, долгие годы считавшуюся безвозвратно утерянной. Ныне это один из раритетов рукописного отдела фондов Театрального музея (автограф партитуры был приобретен в 1994 году у потомков Г. В. Фурмана — в прошлом ученика Римского-Корсакова). Студенты консерваторского класса Николая Андреевича в марте 1905 года стали участниками петербургской премьеры «Кащея» в Театре В. Ф. Комиссаржевской, превратив спектакль в политическое событие. На выставке сценическую жизнь оперы представят фотографии и программки 1902–1903 годов и более поздние материалы —
эскизы костюмов К. А. Коровина к постановке 1917 года, эскиз образа Кащея для И. В. Ершова художника П. Б. Ламбина, эскизы костюмов и декораций Е. М. Петровой к постановке
1926 года, а также эскизы костюмов, выполненные художниками П. И. Гончаровым и Е. Г. Лопухиной.
Одну из мелодий для будущего балета «Жар-птица» молодой Стравинский переписал из сборника русских народных песен, составленного Римским-Корсаковым. Это лишь один эпизод пересечения творческих биографий учителя и ученика. Начиная с 1902 года, когда была поставлена опера «Кащей бессмертный», Стравинский все чаще посещает квартиру на Загородном проспекте, становится близким человеком в семье Римских-Корсаковых. С постановки «Жар-птицы», взбудоражившей и покорившей Париж 1910 года, началась мировая слава Стравинского. На выставке балет-феерия представлен эскизами костюмов и бутафории А. Я. Головина
и Л. С. Бакста, готовившими вместе со Стравинским, Дягилевым и Фокиным сенсационную премьеру. Она состоялась в один вечер с «Шехеразадой» Римского-Корсакова. На сцене петроградского ГАТОБа премьера «Жар-птицы» состоялась только в 1921 году. Этот спектакль в хореографии Ф. В. Лопухина также оформлял А. Я. Головин, завораживая зрителей яркостью цветовых созвучий. На выставке представлен женский костюм, выполненный по эскизам художника. Сохранились и свидетельства более поздних постановок: эскизы декораций, афиши и занавеса В. И. Доррера для спектакля в Кировском театре, эскизы Д. Д. Бушена для постановки в Лиссабоне и Т. К. Сотниковой-Ратнер для спектакля балета
Б. Я. Эйфмана.
«Соне за все» — этот автограф Римский-Корсаков оставил на клавире первого издания оперы «Кащей бессмертный». Это слова благодарности, адресованные старшей дочери за помощь в создании либретто. В день открытия выставки в мемориальной гостиной музея прозвучал романс, посвященный
С. Н. Римской-Корсаковой, и фрагменты оперы.
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~PU5S1