В честь Аллы Шелест

Фото из архива автора

Фото из архива автора

1 Декабря 2019

В честь Аллы Шелест

Традиционный фестиваль классического балета имени Аллы Шелест, который проводится Самарским академическим театром оперы и балета, в год 100-летия со дня рождения великой балерины отметил свой собственный, четвертьвековой юбилей. Нынешний, девятнадцатый фестиваль прошел под названием «Планета Аллы Шелест», его программа явила своеобразную ретроспективу балетов, в которых Алла Шелест создала галерею незабываемых по мастерству и психологической глубине образов своих персонажей.

Фестиваль открылся премьерой «Бахчисарайского фонтана» Бориса Асафьева в хореографии Ростислава Захарова —балета, в котором Шелест была непревзойденной Заремой. Постановку осуществила экс-прима-балерина Мариинского театра Дарья Павленко, дважды принимавшая участие в шелестовском фестивале. Сценография и костюмы по эскизам Валентины Ходасевич к первым постановкам балета 1930-х годов воссозданы петербуржцами Андреем Войтенко и Татьяной Ногиновой соответственно. Дирижер-постановщик спектакля — художественный руководитель и главный дирижер театра Евгений Хохлов. 
В премьерных фестивальных показах «Бахчисарайского фонтана» были заняты два по существу равноценных состава. Партию Марии исполнили Ксения Овчинникова и Марина Накадзима, Заремы — Анастасия Тетченко и Екатерина Панченко, Вацлава — Сергей Гаген и Игорь Кочуров, Гирея — Михаил Зиновьев. Участие в постановке «Бахчисарайского фонтана», одного из самых знаменитых драмбалетов, — для каждого из исполнителей прекрасная возможность совершенствования прежде всего актерского мастерства, обретения подлинной свободы воплощения на сцене живых человеческих характеров.
В «Баядерке», самом, пожалуй, петербургском по стилистике балете, Шелест явила один из своих сценических шедевров — исполненный глубокого драматизма образ Никии, требующий от исполнительницы особого душевного настроя и редкостной психологической глубины. Эти задачи оказались по плечу прима-балерине Мариинского театра Оксане Скорик, убедительно передавшей трагическую безысходность своей героини. Чутким партнером Оксаны Скорик был премьер Мариинки Евгений Иванченко, которому на сей раз, пожалуй, недоставало внутренней энергетики и исполнительского драйва. 
Одной из эмоциональных вершин нынешнего фестиваля стал балет Адольфа Адана «Жизель». Поставленная Аллой Шелест в 1973 году «Жизель» была единственным ее спектаклем, который сохранялся в репертуаре Самарского оперного театра вплоть до 2008 года. 
Заглавную партию в фестивальной «Жизели» исполнила прима-балерина Большого театра, воспитанница Вагановского училища Евгения Образцова, которой удалось создать исключительный по своей внутренней одухотворенности образ. В партии Альберта выступил премьер Большого театра Руслан Скворцов, классический танцовщик, обладающий изысканностью танцевальной пластики и виртуозной техникой.
Еще одним полнометражным фестивальным спектаклем стало «Лебединое озеро». Шедевр Петра Чайковского зрители увидели в постановке теперь уже приглашенного главного балетмейстера театра Юрия Бурлаки, воссоздавшего на самарской сцене спектакль с хореографией Александра Горского начала XX столетия. 
Отдавая должное реставрационной работе Бурлаки, нельзя не пожалеть о том, что теперь пришедшие на спектакль самарские зрители не увидят оригинал второй «лебединой» картины балета в признанной шедевром редакции Льва Иванова с ее абсолютной гармонией, потрясающим танцем маленьких лебедей и без нелепой компании застывших в углу сцены «стрелков», которые целятся из арбалетов в девушек-лебедей.
Фестивальное «Лебединое озеро» украсили гости. Впервые выступившая на шелестовском фестивале прима-балерина Московского музыкального театра имени К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко Ксения Шевцова в партии Одетты — Одиллии воплотила лучшие черты воспитавшей ее петербургской школы: психологическую глубину исполнения, безупречную технику, протяженную кантилену движений. 
Давний любимец самарской публики звездный премьер Большого театра Денис Родькин предстал роскошным принцем Зигфридом. Артист продемонстрировал весь арсенал своего виртуозного мастерства, приправленного яркой эмоциональностью и исполнительским драйвом. Вариацию принца в па-де-де из третьего акта Родькин исполнил в хореографии Баланчина. 
Порадовал музыкальный уровень спектакля. Под управлением Евгения Хохлова оркестр звучал по-особому выразительно и эмоционально, подтвердив самодостаточность партитуры Чайковского с ее проникновенным лиризмом, богатством красок и динамических оттенков. 
Основу концертных программ фестиваля составили номера из балетов, в которых танцевала Алла Шелест: «Медный всадник», «Гаянэ», «Лауренсия», «Шурале» и «Пламя Парижа». Некоторые из этих номеров поставлены Юрием Бурлакой в новой хореографической редакции. В фестивальных спектаклях с наилучшей стороны проявили себя многие солисты самарской труппы. Можно назвать Михаила Зиновьева — Великого Брамина и Ксению Овчинникову — Гамзатти в «Баядерке», ее же — Одетту и Игоря Кочурова — принца Зигфрида в концертном фрагменте из «Лебединого озера», Сергея Гагена и Марину Накадзиму в «Шопениане», Анастасию Тетченко — Мирту в «Жизели», Дмитрия Пономарева — Злого гения в «Лебедином озере», Дмитрия Сагдеева и Диего Эрнесто Кальдерона Армьена в характерных танцах балета. Не подвел и оркестр, когда за пультом был Андрей Данилов. 
Валерий ИВАНОВ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 11 (172), декабрь 2019 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~L7iRb