В бескрайнем пространстве

8 Декабря 2015

В бескрайнем пространстве

В октябре уходящего года состоялись гастроли Камерного хора Смольного собора по городам Сибири. Маршрут — легендарный: Дивногорск — Красноярск — Томск — Новосибирск. Что ни шаг — лобовое столкновение с вечностью, риск утонуть в бездонном прошлом или увлечься несвоевременной мечтой, новой запрещенной песней, ну и, конечно… тот самый миг… между…Путешествие оказалось возможным благодаря заинтересованности и поддержке ОАО «ЕвроСибЭнерго» и Красноярской ГЭС. А для наших артистов выступление на одной из крупнейших гидроэлектростанций страны стало незабываемым и неповторимым переживанием.

«Я давно мечтал побывать на Красноярской электростанции, мечтал увидеть Енисей, почувствовать этот край… хотя… какой это край? Это самый центр, самая сердцевина нашей баснословно, фантастически огромной страны, — говорит Владимир Беглецов, художественный руководитель хора. — Вот и сбылось. Грандиозность увиденного действительно потрясает! На станции нам разрешили посмотреть всё: и надводную часть, и подводную. Показали даже пульт управления… Когда ощущаешь вокруг движение мегатонн “управляемой”, “укрощаемой” воды, становится не по себе. А на гребне плотины, куда мы взбирались на автобусе, могут спокойно разойтись два КамАЗа. И оттуда, сверху, Енисей, его неописуемые берега, откосы, каменные утесы, могучие деревья — всё кажется еще более величественным, чем вблизи. Другое пространственное мышление возникает. Наверное, это как-то влияет на мировосприятие тех, кто живет там постоянно. А с другой стороны, люди — везде люди. Открытые, искренние, добродушные, благодарные. Принимали нас везде очень тепло, даже восторженно, будь то фойе Красноярской ГЭС или роскошный ультрасовременный зал Новосибирской филармонии. И еще. Меня поразила, особенно в Красноярске и Дивногорске, всеобщая невероятная влюбленность в свое дело — от электронщиков до фотографов!
В Дивногорске, на фасаде ДК “Энергетик”, висит мемориальная доска, сообщающая о выступлениях там в 1968 году Владимира Высоцкого. Как приятно было это прочитать! Мы ведь включили в программу немало обработок его песен.
Не удалось избежать и некоторых казусов. Однажды подошла немолодая женщина и смиренно попросила прощения за то, что настоятель их храма не может присутствовать на концерте — мы же приехали как раз на Покров. Все-таки нас по недоразумению иногда еще воспринимают как церковный хор… А в другой день, если не ошибаюсь, это было уже в Томске, пришел человек на репетицию, представился артистом местного хора и тоже извинился — за невозможность быть на концерте, поскольку как раз на это время назначена дополнительная репетиция. Зато в Новосибирске ждала настоящая радость от встречи с давними друзьями, работающими в филармонии. Павел Шаромов, замечательный музыкант, руководит вокальным квинтетом, который, как и мы, не признает строгих ограничений. Может, что-то из наших “запрещенных” опусов пополнит репертуар и его ансамбля».
Гастрольную афишу хора составили еще три неслучайно выбранных композиторских имени. «Песнопения Литургии»
С. Рахманинова давно стали визитной карточкой коллектива. Фрагменты хоровых циклов Г. Свиридова («Песнопения и молитвы» и «Пушкинский венок») особенно уместно и символично прозвучали в Концертном зале имени А. М. Каца в финале фестиваля «Покровская осень», который проводился в Новосибирске уже в семнадцатый раз и был посвящен 100-летию со дня рождения выдающегося русского композитора. «Приход весны»
Э. Денисова на стихи А. Фета хор выучил специально для исполнения в Томске, на родине патриарха отечественного музыкального авангарда, в рамках фестиваля, носящего его имя. Событие это растрогало не только слушателей, но и местную критику: «Легкий и полетный язык, которым написан вокальный цикл, удивительно гармонично лег на голоса певцов. Чистые, хрустальные звуки в прозрачной тишине, поднимаясь к сводам Органного зала, создавали модель Божественного мироздания. Тема вечного умирания и обновления природы, как и тема гармонии человека и природы, оказались неожиданно актуализированы непогодой — метелью и холодным ветром. Но контрастное соединение названия цикла “Приход весны” и фактический приход зимы в Томск рождало мысли о вечности» (Т. Веснина).
Восхищенных отзывов на выступления знаменитого хора из Петербурга, впервые представшего перед сибирской публикой, было немало. Но после знакомства с ними осталось ощущение какой-то трогательной стеснительности, благоговейной робости высказываний. Оно и понятно — описывать совершенство трудно. Но все-таки хочется, чтобы в будущем, если оно нам суждено, общение между культурными столицами (а именно так — «Культурная столица» — называется фестиваль, родившийся в Иркутске и распространившийся до Красноярска) было бы красноречивее и… бескрайнее, что ли. Музыка нуждается в словах — вопреки устойчивому противоположному утверждению. В молчании — тоже. Но и оно может быть выразительным. И кому как не сибирякам об этом лучше знать: в наследии Виктора Астафьева, среди его «Затесей», есть несколько завораживающих эссе о музыке и музыкантах, а Высоцкий, если бы в свое время не наслушался таежных историй, не воспел бы с такой болью «баньку по-белому»…
Наталия ТАМБОВСКАЯ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~2MtEp