Уроки любви

Фото из личного архива Э. С. Барутчевой

Фото из личного архива Э. С. Барутчевой

17 Апреля 2020

Уроки любви

10 марта в Концертном зале Санкт-Петербургской консерватории прошел вечер памяти заслуженного работника высшей школы, члена Союза композиторов РФ, основателя Музея истории Консерватории, профессора Эры Суреновны Барутчевой.

Мало похожая на концертный зал аудитория № 342 была переполнена публикой, и подумалось, что любимейший Эрой Суреновной глазуновский зал в историческом здании Консерватории (в котором она как блестящий лектор провела множество программ) был бы для такого концерта куда более уместен, но увы… 
Вступительным словом вечер открыл член Правления Союза композиторов Санкт-Петербурга, почетный член Филармонического общества И. Г. Райскин. Ведущий отметил, что восторгаясь партитурами ХХ века, открывая для себя и своих учеников музыку современников, Эра Суреновна всегда хранила верность «заветам старины» — будь то шедевры классики, почитаемые ею Вагнер и Глазунов, или «старорежимные» манеры и этические нормы, которые в наши дни уходят безвозвратно. Названия ее книг красноречивы: «Мой мир музыки», «Времен связующая нить», «…И сердце мое не забудет», «О магии бегущего времени и о себе»… Труд, посвященный великому делу ее жизни, — вышедший шесть лет назад альбом «Музей истории Санкт-Петербургской консерватории» — 
стал бесценным подарком Консерватории и Петербургу.
Слова признательности от соратников и учеников 
Э. С. Барутчевой — директора библиотеки «Старая Коломна» Ольги Гаврилиной и сотрудницы Концертного отдела Консерватории Анастасии Александровой (выразим особую благодарность отделу за организацию вечера!) — вплетались в продуманно выстроенную программу концерта. Ее открыло выступление лауреата международных конкурсов, виолончелиста Андрея Ефимовского — скорбно и проникновенно прозвучала Фолия для виолончели соло Марена Маре. Далее вместе с пианистом Александром Кашпуриным он сыграл «Испанскую серенаду» Александра Глазунова и живописную миниатюру «У Фонтана» Карла Давыдова.
Солистка Мариинского театра Анна Денисова (сопрано) исполнила камерно-вокальные опусы Роберта Шумана и Анри Дюпарка на хороших немецком и французском языках оригинала (это всегда ценила Эра Суреновна). Сильное впечатление оставил знаменитый «Вокализ» Сергея Рахманинова (концертмейстер — Евгения Тарновская). Пение 
А. Денисовой было филигранно ровным, дыхание — незаметным, жест — естественным, широта фраз — истинно рахманиновской, с волнами нарастаний и спадов, с постепенным подходом к кульминации. В этот момент певица повернулась и простерла руки к большому, утопавшему в цветах портрету героини вечера. У многих на глаза навернулись слезы…
Невозможно представить программу такого концерта без произведений Арама Хачатуряна: Эра Суреновна была лично знакома и дружна с мэтром и посвятила диссертацию его театральной музыке. Не часто звучащее Трио для кларнета, скрипки и фортепиано несло в себе печаль армянской этнической монодии, стихийную энергию ритма, дух импровизационной свободы и неистребимое жизнелюбие автора. Скрипка Чингиза Османова словно вторила певцу-ашугу, а кларнет Григория Малиёва на наших глазах превратился в дудук.
Во втором отделении концерта царил бас Роберта Деревягина. С редким артистизмом и чувством стиля певец исполнил музыку широчайшего исторического диапазона — арию из «Страстей по Матфею» Баха, развернутую сцену Вотана из «Валькирии» Вагнера и партии всех четырех солистов, хора и чтеца в «Антиформалистическом райке» Шостаковича (версия для баса и фортепиано). Отдельной похвалы заслуживает игра лауреата международных конкурсов, пианистки Марии Деревягиной, которая выступила концертмейстером в четырех номерах программы и даже сумела средствами фортепиано создать иллюзию громадного вагнеровского оркестра. 
И нельзя не отметить виртуозное исполнение лауреатом международных конкурсов Денисом Быстровым партии гобоя в сложной и редко играемой Сонате для гобоя и фортепиано Пауля Хиндемита, также прозвучавшей во втором отделении (концертмейстер — Татьяна Савинова).
Замечательно верную мысль в завершение вечера высказала профессор Консерватории, режиссер телепрограмм и известная петербургская телеведущая Ирина Евгеньевна Тайманова. Она говорила не о музыковедах, которых годами пестовала Эра Суреновна, читая Введение в специальность и Музыкальную критику (оставив тем самым целую школу), а о приходящих и уходящих «потоках» студентов-исполнителей, которые тем не менее, посетив ее лекции хотя бы раз, никогда их больше не пропускали — столько творческого горения, самобытности и увлеченности музыкой было в этих уроках! На правах ученицы могу сказать: да, Эра Суреновна обучала нас больше чем профессии: это действительно были уроки любви — к искусству и мирозданию. 
Всем, кто помнит и чтит Э. С. Барутчеву, известно, что главная мысль, мечта и чаяние ее последних дней — это возвращение экспозиции Музея истории Консерватории в свой отреставрированный дом — в помещение бывшего Музея Глинки, а говоря ее словами — «на территорию Большого зала между статуями Рубинштейна и Чайковского». Будем в это верить! 
Галина ОСИПОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 4 (176), апрель 2020 г.

Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~xoCrF