У «Серебряной лиры» будущее есть!

Фото: Галина Бограчёва

Фото: Галина Бограчёва

30 Ноября 2019

У «Серебряной лиры» будущее есть!

«Серебряная лира» «зазвучала» в этом году в десятый раз, и это, несомненно, повод поздравить оргкомитет фестиваля и его участников с первым юбилеем. 

Нынешний фестиваль отличался рядом особенностей. Программа его была более объемна (вместо восьми концертов — одиннадцать), а по составу участников его можно было назвать «Фестивалем друзей», так как было решено пригласить музыкантов, уже выступавших на «Серебряной лире» и особенно полюбившихся петербургской публике. 
Еще одной особенностью Десятого фестиваля стала попытка организаторов возродить давнюю традицию Ленинградской филармонии, когда приезжавший гастролер играл с оркестром в Большом зале, а сольный концерт давал в Малом. 
Несколько слов о концерте-открытии. 
Израильский виолончелист Амит Пелед, нидерландская скрипачка Фредерике Саэйс и петербургский пианист Пётр Лаул в сопровождении Singolo Orchestra представили слушателям разнообразную программу от эпохи барокко до ХХ века. 
Выразительный, сочный звук своей виолончели Амит Пелед продемонстрировал в двух сочинениях — барочной Сонате для виолончели и струнного оркестра английского композитора, скрипача-виртуоза XVIII века Генри Экклза и в знаменитой пьесе для виолончели с оркестром Kol nidrei (адажио на две еврейские мелодии), являющейся своеобразной визитной карточкой Макса Бруха. Дирижер Ярослав Забояркин сумел увести оркестр «в тень», добиться стилевой точности, чуткого ансамблевого взаимодействия с солистом. 
О скрипачке Фредерике Саэйс в фестивальном буклете сказано: «Но главной страстью артистки являются камерные жанры». Блестяще исполненная через несколько дней в Малом зале монографическая камерная программа из произведений Бетховена в составе трио (Амит Пелед и японская пианистка Мики Аоки) была доказательством этих слов. 
К сожалению, в первом концерте не осталось законченного впечатления от исполнения Серенады для скрипки и камерного оркестра Леонарда Бернстайна. Это довольно своеобразное произведение, навеянное диалогом Платона «Пир» (серия застольных тостов, восхваляющих любовь). Скрипка Фредерике Саэйс прелестно звучала одиноким, выразительным голосом в четвертой части — ноктюрне в духе голливудской киномузыки. Однако органичного целого из галереи образов, которые содержит Серенада, почему-то не сложилось ни у солистки, ни у оркестра. Зато Анданте из сонаты № 2 для скрипки соло Баха, исполненное Фредерике на бис, сыграно было мастерски.
А оркестр наиболее ярко показал себя во втором отделении. Серенада для струнного оркестра ми минор Э. Элгара прозвучала великолепно. Здесь романтическая взволнованность музыки объединяла музыкантов, и оркестр играл с воодушевлением, особенно во второй части, где пейзажная музыка была оттенена сентиментальной выразительностью перекличек инструментов. 
Ну а подлинной кульминацией концерта-открытия стало исполнение Концерта № 1 Шостаковича для фортепиано, трубы (солист Вячеслав Дмитров) и струнного оркестра. Два молодых представителя петербургских музыкальных династий, Пётр Лаул и Ярослав Забояркин, играли сочинение юного петербуржца Дмитрия Шостаковича с таким азартом молодости, что просто захватывало дух. Вторую часть концерта Лаул играл по-моцартовски светло, с воздушными «балетными» зависаниями, а оркестр подсвечивал чувствительные всплески вальса «органностью» созвучий. 
Финал — это своего рода кинохроника, передающая дух эпохи. Денис Мацуев справедливо говорил о нем: «Без чувства юмора сложно понять эту иронию, это подтрунивание над советской действительностью... И, безусловно, таперское прошлое Дмитрия Дмитриевича слышно в Концерте». И Пётр Лаул, и оркестр под руководством дирижера с наслаждением погрузились в эту музыку, как в заразительную игру, — и зал взорвался овациями. 
А далее фестиваль одарил петербургских меломанов чередой фестивальных концертов. Яркими событиями стали незабываемые камерные программы японской скрипачки Маюко Камио с нашим пианистом Мирославом Култышевым (произведения Моцарта, Шуберта и Рихарда Штрауса), ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга» под руководством Михаила Гантварга («Времена года» Вивальди и Струнный квартет Шуберта ре минор «Смерть и девушка»), немецкого коллектива Faure Quartet (Фортепианный квартет ми-бемоль мажор Шумана и Фортепианный квартет ля мажор Брамса). Трио Филармонического общества Санкт-Петербурга, наряду с Фортепианным трио № 1 Бетховена и Фортепианным трио ми минор («Думки») Дворжака, исполнило посвященное ему Фортепианное трио № 2 Сергея Слонимского. В исполнении международного трио — Илья Грингольц (скрипка, Швейцария), Дмитрий Коузов (виолончель, США) и наш Пётр Лаул — прозвучали фортепианные трио Гайдна, Мендельсона и Дворжака. 
Восторженно были приняты петербуржцами арфист Ксавье де Местр (Франция) и прекрасная итальянская певица Роберта Мамели, представившая изысканную программу из произведений Равеля, Дебюсси, Пуленка, Форе, Де Фальи, Гранадоса, Вилла-Лобоса (концертмейстер Ольга Пащенко, Россия).
Как всегда, нашлось место в программе фестиваля и концерту в стиле кроссовер. Австрийские музыканты, уже участвовавшие в «Серебряной лире», — скрипач Себастьян Гюртлер, аккордеонист Томмазо Хубер и контрабасист Георг Брайншмид — порадовали инструментальными фантазиями на темы Баха, Бетховена, Бизе, Брамса, Листа, Сати, И. Штрауса и самих участников ансамбля. 
Финальный концерт фестиваля был не только феерически ярким, но и символическим. Двенадцатилетняя пианистка Александра Довгань представила в Петербурге серьезнейшую программу: Бетховен, Соната для фортепиано №8 до минор; Шопен, мазурки и вальсы; Бах — Рахманинов, Прелюдия, гавот и жига из Скрипичной партиты ми мажор; Рахманинов, Три прелюдии и «Маргаритки»; Мендельсон — Рахманинов, Скерцо из музыки к пьесе «Сон в летнюю ночь». Потрясающая игра Александры для фестиваля — символ будущего, попытка увидеть перспективу в новых талантливых музыкантах. 
Любая, даже маленькая, юбилейная веха — это подведение итогов, взгляд в будущее. Судя по всему, у «Серебряной лиры» оно есть.
Елена Лёгкая
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 11 (172), декабрь 2019 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~hlFbt