Тоска по архетипу. О музыке С. В. Рахманинова

1 Февраля 2021

Тоска по архетипу. О музыке С. В. Рахманинова

Гениальный композитор — обязательно гениальный мыслитель. А гениальный мыслитель тот, который мыслит в глобальном и провиденциальном масштабе.

Музыка великой любви (Вторая симфония, Третья часть). Рахманинов как никто суммирует XX век, его социально-политическо-философско-религиозную тоску по архетипу, выразившуюся в многогранности духовного поиска, начиная от октябрьского переворота и кончая гонениями на церковь и рождением новой церкви.
Гений Рахманинова вслед за Чайковским уловил всепритягательную музыку архетипа, которая побеждает земной крест. Души приходят в мир не за тем, чтобы «понести крест», а чтобы через крест войти в гармонию архетипа — наивысшее блаженство, которое звучит над Святою Русью!
Блажен тот, кто услышал еще в земные дни музыку архетипа! Но в общечеловеческом опыте она открывается только по переходе в вечность. Тогда начинают звучать та же музыка универсума, ее сладчайшие орфические гармонии, неслыханные созвучия неземной красоты... Если первое (звучание архетипа) предполагало вход и привлекало, то ответное, уже по исходе — как благодарение.
Три матери (Концерт № 3 для фортепиано с оркестром). Земля в трехипостасном материнстве (небесном, физическом и земном) совокупно поет песнь благодарения-воздаяния и препровождает душу в вышние миры… Матушка-сыра-земля овевает благоуханнейшими ароматами вечности, благодаря душу за крест, который претерпела, за ее земное страстное, за последнюю каплю, которую источила... Мать небесная принимает душу на рученьки. И земная мать слезки проливает. Все три матери встречают, сопровождают душу на земле и провожают ее...
Человек идет под началом трех матерей, ткущих три субстанции: небесную, физическую и земную. Мир наступает, когда мать-сыра-земля начинает говорить в шелесте трав, пении птиц, соловьиных трелях и переливах. Мать-сыра-земля поет свою колыбельную непрестанно! Когда человек приходит в мир, вся земля поет колыбельную! И когда уходит — поет ту же колыбельную песнь, препровождая душу!
У Рахманинова великая любовь к земле русской. Земля, с которой больше не суждено свидеться, издалека открывается как родная мать-сыра-земля.
Парадокс, что архетип слышится на расстоянии, физическом и временном. Рахманинов на расстоянии восьми тысяч километров (из США) слышит музыку русского погоста, музыку русского страдания после битвы…
Всемогущество доброты (Вторая симфония, Третья часть). Рахманинов узрел архетип Руси, который может быть виден только издалека. Той Руси, что не могли сломать ни Ленин, ни Сталин, ни тюрьмы, ни лагеря, ни пытки, ни убийства, ни страхи. Художник показал Русь-победительницу! Кто бы ни ополчался на архетип — ничего не сможет с ним сделать. Архетип, как атлант, всемогущ. Доброта, широта, межгалактичность — вхождение в великое сверхпространство, всемогущество доброты от Великого Отца. Сокровищница доброты, любви и премудрости заложена в самой изначальности Руси и может быть услышана через музыку Рахманинова.
Вторая симфония написана в Дрездене не случайно. Тайна архетипа в том, что вблизи он оживает стихийно, а законченно проявляется вдалеке. Поэтому большинство великих реформаторов начинали из-за рубежа, где им архетип открывался в полноте. Россия удалилась от своего оригинального лика, и только великие души могут созерцать его, и то — издалека. 
Музыка Рахманинова не похожа ни на кого, ни на что. Только на Чайковского. Его продолжение! Ветвь, на которой два цветка. Чайковский — и его прямой наследник Сергей Рахманинов. Рахманинов — Чайковский XX века. И одновременно уникален: исключительно ему присущи апокалиптические предчувствия…
Вторая симфония Рахманинова вытекает из Шестой Чайковского. Это ненаписанная Седьмая симфония Петра Ильича (!!!) — 
его последнее произведение, его слеза, последняя капля. Рахманинов впитал ее, и родилась Вторая симфония.
Посвящение в тайну земли (Концерт № 2 для фортепиано с оркестром). Начало. На pianissimo — колокольный звук земли. Скорбная, страстная музыка красоты неземной. Вся природа воспевает архетип земли...
Великие души переживают великое страдание! Что их удерживает на земле? Тайна. Тайна земли. Когда она открывается, начинает звучать симфония всего Творения. Вдруг начинают звучать души: человеки, рыбки, птички, букашки, бабочки, пчелки; шелест листьев, журчание ручейка — всё сливается в чудную гармонию. Рахманинов был посвящен в эту тайну, он — один из величайших композиторов, равный Моцарту, отождествлявшему любовь и гениальность…
Рахманинову открылось солнце. Солнце божественной любви. Вторая симфония как реакция на Первую — солнце! Но и Первая была гениальна. В последнем рахманиновском произведении «Симфонические танцы» появляется тема Первой симфонии — одна из самых пронзительных вещей!
Рахманинов — гениальный мелодист, равный Чайковскому. Его мелодии нельзя не обожать. Он оплетает их сложными гармониями, но они достойны обожания!..
Когда ведет исполнитель, его усилия безуспешны. Тайна в том, что музыка должна вести исполнителя! Дирижер тогда гений, когда музыка ведет его… Музыка — богиня! Не может ошибаться, как Бог. Сама знает себя…
Вторая симфония, Второй концерт Рахманинова — светлый реквием неизъяснимых блаженств, которые составляют притяжение и тайну земли. Такую музыку слышит человек, прощаясь с миром, оставляя мир. Его душа полна любви — ко всему: к Богу, к ближним... ко всему Творению.
Зло побеждается музыкой, в которой нет зла. Вот настоящее духовное искусство!
Вениамин БЕРЕСЛАВСКИЙ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 2 (185), февраль 2021 г.
Фото предоставлено автором. К. А. Сомов. Портрет С. В. Рахманинова. 1925 г. ГРМ
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~B1gUJ


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 01.07.2021 11:40:00 по 20.03.2022 12:40:00 Всероссийская литературная премия имени Федора Абрамова «Чистая книга»
С 28.10.2021 16:00:00 по 22.02.2022 17:00:00 Выставка «Ленинградские юнги»
С 09.11.2021 18:40:00 по 30.05.2022 19:40:00 «Русский авангард: механика, конструкция, быт»
С 11.11.2021 11:00:00 по 17.05.2022 12:00:00 Б-Ботаника
С 11.11.2021 11:00:00 по 15.02.2022 12:00:00 «Михаил Матюшин. Живопись. 1900—1910-е»
С 11.11.2021 11:00:00 по 01.06.2022 12:00:00 «Ф. М. Достоевский – узник Петропавловской крепости»
С 15.11.2021 13:10:00 по 10.03.2022 14:10:00 «Космизм в русском искусстве»