То, чем жив на свете я…

Фото: Ирина Ковалёва-Кондурова

Фото: Ирина Ковалёва-Кондурова

17 Апреля 2020

То, чем жив на свете я…

Первый месяц весны подарил петербуржцам несколько встреч с композитором Сергеем Плешаком. Его камерная, вокальная и хоровая музыка звучала в Малом зале Филармонии (5 марта), Капелле имени М. И. Глинки (11 марта), а музыкально-драматический театр «Буфф» представил премьеру мюзикла «С любимыми не расставайтесь» (7 марта). 

Вокально-сценическая сфера творчества — одна из любимых композитором. Диапазон его творческой мысли необъятен. Он автор опер и балетов, детских кантат и духовных сочинений, множества хоровых партитур и вокальных миниатюр. Причем в каждом из этих жанров он ощущает себя одинаково естественно; пластичность и выразительность его музыкальных фраз всегда покоряет своей яркой харáктерностью, выдумкой, непохожестью. Именно это качество является основной причиной неподдельной заинтересованности исполнителей, прежде всего хоровых коллективов, и любви слушателей, адресованных сочинениям Сергея Плешака. Популярность хора «Улетели журавли» давно перешагнула пределы России, детские оперы и песни востребованы многими коллективами страны, певцы атакуют автора просьбами о романсах и вокальных сценках. Не это ли главный смысл творчества — быть желаемым, нужным?
Композитор приурочил концерты к 50-летнему юбилею. И он сумел показать многоликие грани своего «авторского я». 
В зале Филармонии прозвучали композиции для солирующих инструментов с фортепиано — Rondo quasi sonata (флейта), Ostinato misterioso и «Ночная греза» (гобой), пьесы для двух фортепиано, романсы, хоры и фрагменты из опер-мюзиклов «Подай костыль, Григорий!», «Про Иосифа», «Маленький принц». В зале Капеллы были исполнены различные хоры, католическая месса 
a cappella, хоровая фантазия на тему народной песни «Во саду ли, в огороде». В каждом из них мы слышим или видим особое тематическое ядро, своеобразную «визитную карточку» произведения (это может быть интервал, ритмическая фигура, фонема, пластика). Например, нота-удар в нижнем регистре фортепиано во вступлении к хору «Волхвы забудут адрес твой», или навязчивая изломанная хроматика «падающего» рефрена в пьесе для флейты, или устойчивая ритмоформула в фортепианной «Весне в Петербурге», или плагальность «Ночной грезы», отчасти напоминающая мелодии французского шансона, или шепот (буквально!) дождя в хоре «Гром», или прищелкивание-цокание в хоре «Ослик-лопоушка», или кричащий клич-опевание в Sanctus, или... Каждое произведение имеет свой символ-знак. 
Подобная игра с «чистыми» музыкальными жанрами, возможно, является произ-
водной сценического опыта Сергея Плешака, так как композитор очень много работает именно в жанре детского музыкального театра и мюзикла, в которых наряду с яркими музыкальными портретами главных героев немаловажную роль играет хор. Так, спектакль «С любимыми не расставайтесь» можно было бы условно назвать «хоровой оперой с разговорами и вставными ариями». 
В самых драматических моментах с высоким градусом эмоционального накала именно хор выступает в качестве «успокоительного», в самых сложных коллизиях спектакля хоровой ансамбль зачастую договаривает несказанное героем или поясняет зрителю действие. Безусловно, он не затмевает блестяще написанных соло главных героев, например, Кати (сцена обморока) и Мити (сцена опьянения), но выступает с ними на равных. 
На вопрос «Почему вы так много пишете музыки для хора?» сам композитор не смог дать точного ответа. Причиной может быть и хоровое детство в Капелле, и работа на кафедре хорового дирижирования в консерватории, и, конечно, любовь к стиху (к слову сказать, Сергей Плешак и сам пишет поэтические тексты). Но главное, как мне кажется, — это искреннее сопереживание детей, поющих про мишку-попрошайку, злую собаку или брошенного щенка, это и щедрая благодарность хормейстеров за счастье исполнения красивой, искренней музыки, счастье, читаемое в их глазах и ощущаемое в невероятной отточенности их жестов. Все это побуждает композитора не останавливаться и жить с «надеждой на встречу».
Марина МИХЕЕВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 4 (176), апрель 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~NkdFn