ТЕНОР DI GRAZIA, ТЕНОР DI FORZA

Фото предоставлено автором

Фото предоставлено автором

1 Марта 2021

ТЕНОР DI GRAZIA, ТЕНОР DI FORZA

К 75-летию Юрия Марусина

La Scala, Metropoliten Opera, Covent Garden, Grand Opéra, Венская опера, Большой театр, Зальцбургский и Глайндборнский фестивали, собирающие известнейших музыкантов... В цитадели бельканто La Scala — семь премьер! После великого Собинова ни один русский тенор не имел такого послужного списка. Семь сезонов Венской оперы под управлением Клаудио Аббадо и почти четыре десятилетия в родном Мариинском театре в сотрудничестве с выдающимися дирижерами Юрием Темиркановым и Валерием Гергиевым. 

На этих великих сценах Марусин исполнил все свои лучшие роли — Ленский и Герман, Фауст и Вертер, Герцог и Альфред, Эдгар и Альваро, Дон Карлос, Рудольф, Хозе, Канио, Турриду, герои опер Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Яначека… — шестьдесят девять партий! Его партнерами в этих спектаклях и концертах была вся мировая оперная элита.
Лирико-драматическому тенору Марусина, голосу широкого диапазона, исключительной красоты, силы и полётности, подвластны труднейшие партии мирового репертуара. Все исполняемые им оперные герои восхищают захватывающей страстью, лирической проникновенностью и драматической экспрессией. Особой свободой отличается верхний регистр певца с присущей ему эластичностью звуковой эмиссии и выразительной кантиленой. 
Марусин родился в Кизеле, небольшом уральском городке, известном месторождением каменного угля. На шахте работал его отец. В многодетной семье Марусиных, где Юрий был младшим, пели все. А его любимым певцом был Сергей Лемешев. Подражая ему, Юрий пел русские народные песни… На службе в армии он стал солистом Северо-Западного ансамбля песни и пляски в Карелии. Ансамбль вскоре был переведен в Ленинград; кто-то из руководства посоветовал Юрию прийти на прослушивание в Консерваторию.
— Что вы будете петь? — спросил его председатель приемной комиссии.
Молодой солдат в гимнастерке, видимо, не вызывал особого доверия.
— Арию Рудольфа из «Богемы», — ответил Юрий.
— У нас этой арией оканчивают консерваторию, — заметил профессор. — Ну, раз уж пришли, вставайте вон там — в ложбинку рояля, и пойте.
Юрий понял, что все теперь зависит от него, и арию, выученную им с пластинки, спел с таким блеском, взяв высокое до, что все члены приемной комиссии удивленно переглянулись. Он был принят в класс опытного педагога Е. Г. Ольховского, известного в прошлом певца, солиста Мариинского театра, партнера Собинова, Шаляпина, Ершова и других выдающихся мастеров.
Уже на втором курсе Марусин начал выступать в спектаклях Театра Консерватории. Я помню его консерваторского Фауста, который ошеломил не только законченностью сценического облика, но, главное, исключительным по красоте голосом… и последний спектакль в Мариинском театре через четверть века. Немногие в мире певцы поют Фауста в пятьдесят лет!
На третьем курсе Марусин стал солистом Малого оперного театра, где за десятилетие перепел весь теноровый репертуар. В 1973 году певец занял первое место на Международном конкурсе имени Виотти в Верчелли (Италия). После его победы восхищенные слушатели преподнесли Марусину статуэтку Верди с надписью «Юрию Марусину от родины Верди». 
С 1982 года Марусин — солист Кировского (Мариинского) театра — принял участие в знаменитых темиркановских спектаклях «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Война и мир»… Один из самых ярких и выразительных в галерее сотворенных Марусиным образов — Герман, сложнейший характер, созданный Пушкиным и Чайковским. Здесь раскрылись незаурядные вокально-актерские качества Марусина, трагедийные черты его дарования. 
Большим событием в творческой жизни певца стала его стажировка в Центре усовершенствования молодых певцов при La Scala. Его наставниками были обладательница знаменитого драматического сопрано Джина Чинья (постановка голоса); маэстро Р. Пасторино, у которого в свое время брали уроки М. Дель Монако и Ф. Корелли; концертмейстер А. Бельтрами, сочетавший пианистическое мастерство с пониманием специфических проблем вокала и обладавший удивительным терпением, тактом и обаянием. При прохождении оперных партий основной упор делался на бережно сохраняемые исполнительские традиции бельканто.
Очень скоро молва о вокальных данных молодого русского вышла за пределы Центра усовершенствования La Scala. Марусина пригласили дебютировать в прославленном театре. Моноопера выдающегося композитора ХХ века Л. Яначека «Дневник исчезнувшего» отличается высокими исполнительскими трудностями. Далеко не каждый тенор отважится исполнять эту головоломную партию (четыре до, четыре си-бемоль), да еще на чешском языке. «Мы в тебя верим», — напутствовал певца Аббадо. Премьера прошла с огромным успехом. 
Запомнился певцу концерт в Роверетто, в центре которого оказался Паваротти, а присутствовали его друзья Гяуров, Френи, Капучилли. Концерт собрал огромную аудиторию меломанов из ближайших городов, страстно желавших послушать своего знаменитого соотечественника. В концерте выступали пять стажеров La Scala, в их числе — русский певец, открывавший концерт. Когда объявили, что арию Рудольфа из «Богемы» исполнит никому не известный стажер, в зале поднялись шум и недовольные возгласы: «Хотим слушать арию в исполнении Паваротти!.. Лучано, пой ты!..» Это раззадорило Юрия. «Ну, я вам покажу Паваротти!» — вероятно, подумал он. И с таким подъемом исполнил знаменитую арию с труднейшим верхним до, которое еще и продержал дольше положенного, что переполненный зал буквально взорвался аплодисментами, криками “Bravo!”. По регламенту бисы не допускались. Но… знаменитый Гавадзени, в прошлом худрук La Scala, оценив ситуацию и заразившись энтузиазмом публики, вдруг неожиданно выкрикнул: «Они никого не жалеют, и ты не жалей!» — и дал вступление оркестру.
На следующий день итальянская Corriere Della Sera свой обстоятельный отчет о концерте озаглавила «Паваротти и Марусин»: «Русский тенор Марусин обладает одним из прекраснейших голосов, которые когда-либо удавалось услышать за последние двадцать лет. Надеемся, что наши театры заметят его: теноры такого класса появляются далеко не каждый день даже на нашей богатой тенорами земле».
Перед молодым артистом открывалась дорога в La Scala. Он стал любимцем публики.
— Что бы ты хотел спеть в La Scala в будущем году? — спросил его Аббадо.
— Я готов петь с вами всё, что скажете, — ответил Юрий, — но, как русский певец, хотел бы выступить в русской опере. 
Он с успехом выступил в партии Самозванца в «Борисе Годунове», а в юбилейный год Мусоргского — в партии Грицько в «Сорочинской ярмарке»; затем в «Мадам Баттерфляй» и «Джанни Скикки» Пуччини; в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова Марусин исполнил центральную партию Гвидона. В 1982 году он был приглашен выступить в выдающемся по составу спектакле «Симон Бокканегра». Ставил оперу Стреллер, дирижировал Аббадо, а в главных ролях выступали Гяуров, Капучилли, Френи. Марусин пел центральную партию Габриэле Адорно. 
Триумфом Марусина стало присуждение ему Золотой медали Верди — Тосканини, как лучшему иностранному певцу сезона. По приглашению Аббадо Марусин в течение семи сезонов пел в Венской опере. Сначала это была «Хованщина» Мусоргского, где он пел Андрея Хованского, а его партнерами были Гяуров, Френи, Кочерга. В следующем сезоне Марусин исполнил в «Хованщине» уже роль Голицына; в его репертуаре были также «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Риголетто».
Огромным успехом сопровождался концерт русских певцов Е. Образцовой, Е. Нестеренко, Ю. Марусина на знаменитой Arena di Verona. В парижской Grand Opéra Марусин дебютировал с большим успехом — в «Пиковой даме», Реквиеме Верди, а также в партии Фауста в опере «Мефистофель» 
А. Бойто. С огромным успехом Марусин выступил в «Пиковой даме» на сцене мадридского Teatro Real, затем пел «Пиковую даму» в Германии в 1993 и 1995 годах. 
Особенно хочется отметить триумф певца в партии Германа на одном из престижнейших летних фестивалей в Глайндборне (Великобритания), под управлением Г. Рождественского в 1993 году. Артистов пришли поздравить королева Елизавета, принц Чарльз и принцесса Диана. По условиям фестиваля исполнители приглашаются один раз, но выступление Марусина было столь успешно, что в 1995 году он был единственным певцом, вновь приглашенным для участия в «Пиковой даме». И удостоился поздравлений и беседы с экс-премьером Маргарет Тэтчер. Успех в Глайндборне он продолжил «Пиковой дамой» на сцене лондонского Covent Garden и «Хованщиной» с Образцовой (Марфой) и Беззубенковым (Досифеем). 
Большим успехом сопровождались гастроли Марусина в США. В Metropoliten Opera в 2012 году он выступил в серии премьерных спектаклей «Пиковой дамы» в очередь с Пласидо Доминго. «Ты — лучший Герман, которого я слышал, — сказал Доминго. — Я учил партию Германа, слушая тебя». В Сан-Франциско Марусин выступил в нескольких спектаклях «Онегина», во Флориде — в спектаклях «Сельской чести», в Торонто — пел «Пиковую даму» и «Силу судьбы».
С неизменным успехом продолжались выступления артиста в Европе: в Будапеште («Пиковая дама», «Богема»), в Бухаресте («Пиковая дама», «Риголетто», «Богема», «Мадам Баттерфляй»). В Берлине Марусин спел в концертном исполнении на немецком языке партию Лоэнгрина в одноименной опере Вагнера, а на сцене Варшавской оперы осуществил свою давнюю мечту, дебютировав в роли Отелло в одноименной опере Верди. 
В жизни Юрий Марусин — человек с непростым характером. Он подлинный патриот России и своей малой родины — Урала. В его характере впечатляют искренность, честность, правдолюбие и, пожалуй, чрезмерная самокритичность. Его жизненная философия пронизана чувствами христианской любви, всепрощения, отзывчивостью и терпимостью. Он прекрасный семьянин, отец пятерых детей, выбравших свою дорогу в жизни.
Еще одна его страсть — поэзия. Не рифмованные любительские строки, а содержательные, глубокие стихи, пронизанные подлинной поэтикой мыслей и чувств. Артист готовит к изданию сборник своих стихотворений. 
В последние годы работы Марусина следует отметить его дебюты в Мариинском театре в таких сложнейших партиях, как Гришка Кутерьма («Сказание о невидимом граде Китеже»), Канио («Паяцы»), Турриду («Сельская честь»). Нужна немалая творческая смелость, чтобы певцу белькантового репертуара выступить в партии Гришки Кутерьмы, прославленной легендарным Иваном Ершовым. Марусин выдержал это сравнение. Ему, наверное, не хватало покоряющей ершовской экстатичности, но была в нем та горькая русская правда, те ожесточенность и раскаяние, которые привели Гришку к отступничеству, предательству и к трагическому концу. Эта роль — большое достижение певца, этапное в его творчестве.
Артист нашел свое призвание в преподавательской деятельности. Профессор Марусин — один из ведущих преподавателей Санкт-Петербургской консерватории. Его ученики — лауреаты международных конкурсов, поют в Большом и Мариинском театрах, успешно выступают за рубежом.
Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, кавалер Ордена Почета, лауреат международных конкурсов, обладатель премий Grammy и «Золотой софит», Юрий Марусин — гордость отечественного вокального искусства, петербургской культуры. 
Герман ПОПЛАВСКИЙ 
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 3 (186), март 2021 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~tHftK


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 09.11.2021 18:40:00 по 30.05.2022 19:40:00 «Русский авангард: механика, конструкция, быт»
С 11.11.2021 11:00:00 по 01.06.2022 12:00:00 «Ф. М. Достоевский – узник Петропавловской крепости»
С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента»
С 23.12.2021 11:50:00 по 22.06.2022 12:50:00 «Ленинградское детство. 1920–1980-е»
С 12.02.2022 09:00:00 по 26.05.2022 10:00:00 «Память материала»
С 23.02.2022 16:40:00 по 23.05.2022 17:40:00 "Путь воина"
С 03.03.2022 16:10:00 по 03.07.2022 17:10:00 «Непарадный Ленинград»