«Страсти по Советскому Союзу»

Фото: Фото: Марианна Никольская

Фото: Фото: Марианна Никольская

3 Февраля 2020

«Страсти по Советскому Союзу»

В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии состоялась премьера оратории Виктора Плешака «Страсти по Советскому Союзу» для четырех солистов, русского оркестра, смешанного хора и солирующего фортепиано. 

Исполнители: Государственный академический русский оркестр В. В. Андреева под управлением народного артиста России Д. Хохлова, Хор Санкт-Петербургской консерватории под управлением профессора А. Максимова; солисты — лауреаты международных конкурсов С. Москаленко (сопрано), Р. Арндт (тенор), А. Шахов (баритон), Ю. Мончак (бас); партия фортепиано — заслуженный деятель искусств России В. Плешак.
«Страсти по Советскому Союзу» продолжают начатую композитором семь лет назад эпопею «Русский мир», в которой история страны, жизнь ее народа представлены крупномасштабными вокально-оркестровыми произведениями: «Моя Россия», «Песня о купце Калашникове», «Когда звонят колокола», «Страсти по революции 1917 года», «Ленинградки». Сам замысел возник в результате многолетнего сотрудничества с Андреевским оркестром — с далекого 1967 года, когда молодой автор стал одним из победителей музыкального конкурса к 50-летию революции. Стилевое единство мегацикла обусловлено и жанровыми предпочтениями, и характерным оркестровым колоритом, и, главное, собственным композиторским почерком — с узнаваемыми автоцитатами-песнями и лейтмотивами.
Роль рассказчика уже в «Страстях по революции» сведена к минимуму, сюжет раскрывается в последовании музыкальных номеров. В «Страстях по Советскому Союзу» чтеца нет — ход истории известен каждому слушателю, и события показаны ретроспективно, от исходной точки — «1991 год». Направляющую роль, по замыслу композитора, должна выполнять партия фортепиано. Тревожно звенящими звуками рояля («аккорд апокалипсиса») начинается оратория, ему же поручена вдохновенная главная тема — тема родины. Музыкальные номера соединены фортепианными интерлюдиями — комментирующими, связующими, подобно партии евангелиста в канонических страстях.
О религиозном происхождении жанра страстей в предшествующем сочинении В. Плешака напоминает сквозная линия православных песнопений. Здесь же жанровое обозначение произведения, посвященного истории государства с правящей идеологией воинствующего атеизма, поистине красноречиво. В нем и оценка ухода от многовековой традиции, и отклик на трагические события в жизни народа, и отражение эмоциональной разноголосицы современного общества. 
Либретто, как всегда умело, составлено автором. Его основу составляют стихи поэтов ХХ века; народный голос представлен частушками.
Объективность повествования определила закономерность построения общего плана, равновесие в описании светлых и темных страниц истории: 1. «Энтузиазм» (строительство нового государства); 2. «Испытания» (репрессии, Великая Отечественная война); 3. «К звездам» (подвиги в освоении космоса, оптимизм «последних романтиков»); 4. «Крушение» (развал государства). Внутри разделов не менее сильные контрасты. Так, в Прологе сопоставлены «Революционный романтизм» (хор на стихотворение М. Сафонова «Шагали красные полки») и «Революционный фанатизм» (мини-опера по известному рассказу Б. Лавренёва «Сорок первый»). Во втором разделе следуют подряд оркестровая пьеса «1941 год», песня «9 мая пришло» (ст. М. Дахие), вокальный номер для всех участников «Плач по коммунальной квартире» (ст. Е. Евтушенко) и хор «Два несчастных русских старика» (ст. Н. Заболоцкого «Где-то в поле, возле Магадана…»). Стремление объять необъятное потребовало от композитора самоограничения, проще всего достижимого в оркестровых эпизодах, где он не был связан текстом. Такова картина «Дружба народов» — музыкальный калейдоскоп, в котором марш быстро сменился танцевальными ритмами лезгинки, каноном литовских сутартинес и итоговой, уже звучавшей ранее, гимнической темой «Лет до ста расти нам без старости».
Драматическое начало проявляется локально — в сценичности отдельных номеров (вплоть до мини-оперы), «многоликости» хорового склада (респонсорий, реплики). 
И, конечно, реализуется в самом развертывании музыки, ее драматургии — с «персонифицированными» темами, логикой смены эпизодов. Оркестровым картинам — кроме «Дружбы народов» это «1991 год», «1941 год», «Космос наш» — присуща симфоническая действенность и осмысленность, благодаря авторской речи в виде фортепианного соло. Пролог и Эпилог театрально обрамляют композицию.
Композитор-лирик, автор всенародно известных песен, конечно, наиболее полно раскрылся в вокальных эпизодах, воплощающих душевное волнение, глубину чувства. Любовь здесь всеобъемлюща, от «белогвардейского» романса в Прологе (В. Соловьёв. «Бедный путь») до послевоенного «Гимна любви» (М. Дахие. «Без тебя»); ностальгически прозвучала песня для женского хора «Кого люблю» (на ст. М. Сафонова), по словам композитора, написанная в традициях русской советской лирики, стилизованной под фольклор. Но, безусловно, самое сильное впечатление произвела песня для баритона с хором на стихи М. Дахие «Девятое мая пришло» в великолепном исполнении солиста Михайловского театра Александра Шахова. Занимая свое место в хронологии событий — во втором блоке, «Испытания», она, тем не менее, возвышается над ними, оказывается самой современной (или вне времени?), отождествляя историю страны с жизнью каждого ее гражданина. И эта тема является близкой и пока неисчерпанной для самого автора, родившегося в послеблокадном Ленинграде. 
Существование Советского Союза — этап истории огромной страны. Интонационно объединяющей основой является лейттема родины. Итоговая мысль заключена в призыве служить родной земле: «Что из того, что мир расколот / Тоскою распрей! Все равно / Пройдут война, чума и голод, / Сей зерно!» (ст. М. Дудина). И здесь же повторены строки о силе и своеобразии национального характера: «И знаем, что в оценке поздней / Оправдан будет каждый час… / Но в мире нет людей бесслёзней, / Надменнее и проще нас» (А. Ахматова. «Не с теми я, кто бросил землю»).
Мелодичность является определяющим качеством музыки Виктора Плешака. Мелодии включают знаковые интонации и потому легко узнаются благодарным слушателем. При этом фактурно-тембровый и гармонический планы тонко проработаны по правилам «высокого стиля». Поэтическое слово отчетливо слышно, но сама линия широкого дыхания хорошо развита. Мелодии, близкие декламационному складу, особенно соответствуют активному стиху, например поэме Маяковского «Хорошо», стихотворению А. Прокофьева «За крутою работой», и далеко уводят от обыденности, как и эпизоды мелодекламации (мини-опера, частушки). Но их значение словно сводится к тому, чтобы контрастно подчеркнуть лирическую песню. Примечателен в этом плане контраст двух соседних номеров в трехдольном, но таком разном ритме — железной поступи оркестровой картины «1941 год» и песни-баллады «9 мая пришло». Мелодическое начало проступает и в аккомпанементе: это и голоса хора, и оркестровые инструменты; выразительны контрапункты и проигрыши духовых; особый колорит и внутреннюю подвижность голосам также придает тремолирующий прием звукоизвлечения у домр и балалаек. 
Ощутимый оттенок ретро соответствует теме «Страстей», придает им историческую достоверность. Готовность к подвигу, устремленность к светлому будущему были лозунгами и содержанием героических будней советских людей, а лирическая песня была единственной отдушиной в официозном массовом искусстве. Даже ирония в «Страстях» достаточно непосредственна: грубовато-простодушны и недвусмысленны частушки. 
Творчество композитора, обошедшего стороной и авангард, и соц-арт, оказывается своевременным в ныне переживаемый период постмодерна, когда в искусстве реабилитированы простота и эмоциональность, а ретро удовлетворяет запрос на сохранение исторической памяти. Композитор настаивает на содержательности музыкального искусства и способности современного слушателя его прочувствовать. «Страсти по Советскому Союзу» можно рассматривать как еще один шаг к сближению искусства массового и академического, еще одно достижение композитора, убежденного в верности избранного пути. 
Галина ГРИГОРЬЕВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 02 (174), февраль 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~ehF9y