Столетие Ижорского русского народного оркестра

31 Декабря 2018

Столетие Ижорского русского народного оркестра

В ноябре прошлого года в зале культурно-досугового центра «Ижорский» в Колпино состоялся концерт, приуроченный к 100-летию народного коллектива Оркестра русских народных инструментов Ижорского завода.

В первом отделении прозвучала музыка в исполнении ансамбля народных инструментов КДЦ «Ижорский» под управлением Анастасии Ануфриевой и солистов Валентины Савосиной, дуэта Галины Ануфриевой и Татьяны Борисовой, а также фольклорного ансамбля «Колпица».
Во втором отделении зрители приветствовали гостей из Петербурга — Молодежный русский народный оркестр «Серебряные струны» под руководством Александра Афанасьева и солистов Международной академии музыки Елены Образцовой — Анастасию Кондогогу и Дарью Гуляеву.
Обратимся к страницам прошлого.
В 1918 году, в смутное время Гражданской войны и разрухи, в Колпино возник Первый Великорусский рабочий оркестр. Дирижер Павел Логинович Столбов с самого начала поставил себе цель создать перспективный, высокопрофессиональный коллектив. По вспоминаниям В. И. Болчиса, «оркестр начинался в рабочем клубе — двухэтажном деревянном здании, которое стояло напротив детской больницы в городском саду. Столбов стал лично подбирать людей. Он предупредил о серьезности затеваемого дела и о строгой дисциплине. Но это никого не испугало, а, наоборот, даже заинтересовало: колпинцы стали записываться в оркестр семьями… Всего оказалось 35 человек в возрасте от 16 до 35 лет. Все без исключения были страстными любителями музыки».
Прекрасный музыкант и дирижер П. Л. Столбов, друг и соратник В. В. Андреева, с которым он не раз совершал гастроли по России и Европе, за несколько лет взрастил настоящий профессиональный оркестр. Сложно представить, как уставшие, изголодавшиеся люди подолгу репетировали вечерами в плохо отапливаемых помещениях. Программа состояла из обработок народных песен Андреева, Фомина, Трояновского. Первые концерты проходили в заводских цехах, в рабочем клубе. Оркестранты с одинаковой творческой отдачей играли в фойе кинотеатров и на платформе бронепоезда, на летних танцплощадках и на палубе корабля. Судьба хранила их во время опасных гастролей на фронте.
В 30-е годы коллектив возглавил Николай Модестович Селицкий. Увеличив число оркестрантов до 55 человек, Н. М. Селицкий усложнил репертуар, ввел в него русскую и зарубежную классику. В довоенные годы в Ленинграде насчитывалось более 300 оркестров русских народных инструментов.
ОРНИ Ижорского завода уверенно занимал лидирующие позиции, одерживая победы на смотрах и олимпиадах всесоюзного уровня.
Настали годы испытаний. В Великую Отечественную войну, уходя на фронт, музыканты прятали инструменты дома, но деревянные постройки горели от артобстрелов и бомбежек. Несколько человек, оставшихся в осажденном городе, смогли сберечь некоторые инструменты и ноты (по легенде, уцелели только те инструменты, которые были замурованы в стенах одного из каменных зданий).
После войны жизнь в Колпино начала возрождаться. Музыканты собирались по пять-шесть человек в деревянном бараке, в котором в то время размещался клуб Ижорского завода, восстанавливали ноты, ремонтировали уцелевшие инструменты. Для руководства репетициями из Ленинграда пригласили Павла Петровича Грачёва. Оркестранты искали среди работников завода любителей игры на народных инструментах и сами учили их. В конце 1948 года вернулся Н. Селицкий, оркестр переехал в восстановленный Дворец культуры, завод купил новые инструменты, и в феврале 1949 года оркестр праздновал первый послевоенный юбилей — свое 30-летие.
Дирижеры оркестра, которому в 1962 году было присвоено звание «народный коллектив», — Н. Селицкий, П. Грачёв и Л. Григорьев — встретились в 1968 году на концерте, посвященном 50-летию оркестра, приветствуя преемника Вячеслава Михайловича Жарова.
В 70-х годах XX столетия Ижорский завод славился как крупное предприятие тяжелого машиностроения России. Опытные оркестранты приобщали к музыке своих детей, образуя в коллективе «семейные ансамбли» Докшиных, Яковлевых, Кан, Клевцовых… В оркестре соседствовали ветераны с пятидесятилетним стажем и школьники.
С 1977 года руководителем оркестра стал выпускник Ленинградской консерватории Александр Николаевич Афанасьев. На протяжении 17 плодотворных лет оркестр регулярно выступал с репертуаром, постоянно обновляемым созданными им новыми аранжировками.
В 1990-х годах оставшийся без какой-либо поддержки со стороны государства оркестр существовал исключительно благодаря частной инициативе его руководителя. В 1993 году Александр Афанасьев предложил администрации Колпино создать муниципальный оркестр. В коллектив влились студенты Музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова. Увы, через четыре года пришлось отказаться и от муниципального статуса. Без того крошечное финансирование облагалось непосильными налогами. Тогда Александр Афанасьев задумал организовать новый оркестр. Так появился Русский оркестр «Музыканты Колпино».
Сегодня «Серебряные струны» — таково современное название коллектива — известны от Германии до Португалии. Оркестр базируется в Герценовском университете, в числе его участников студенты и выпускники различных музыкальных учебных заведений, а студенческие группы возглавляют профессиональные концертмейстеры. Александр Афанасьев награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, он лауреат премии правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области образования.
В нынешнем сезоне «Серебряные струны» отметили свое 25-летие. В ряду юбилейных концертов особо отметим постановку «Кармины Бураны» Карла Орфа, осуществленную совместно с объединенным французским хором департаментов Жур, Шарант и Аквитания, интернациональным ансамблем солистов, детским хором ДШИ им. М. И. Глинки (руководитель — Л. Яруцкая), хореографической группой института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена (мастер курса — А. Боссов). Всего в постановке участвовали более 200 человек.
«Серебряные струны» вносят значительный вклад в сохранение и приумножение русской культуры, оркестр регулярно выступает с музыкально-образовательными программами. Александр Афанасьев считает своим долгом объединять поколения, с большим пиететом относится к ветеранам.
На концерте в КДЦ «Ижорский» был представлен видеоряд, отражающий в фотографиях историю Ижорского оркестра. Великолепным заключением вечера стало традиционное совместное выступление двух коллективов с шедеврами Георгия Свиридова. Зрители стоя приветствовали содружество оркестрантов.
Надежда МЕДВЕДЕВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~eW7iS