Stabat Mater «по-русски»

29 Ноября 2019

Stabat Mater «по-русски»

Выступление коллективов Белгородской филармонии (Академического хора во главе с дирижером Еленой Алексеевой и Симфонического оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств РФ Рашита Нигаматуллина) 15 ноября в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума стало ожидаемо ярким событием. Музыканты исполнили кантату Stabat mater выдающегося русского хорового дирижера, композитора, общественного деятеля Гавриила Якимовича Ломакина. 

Имя русского музыканта соединило Белгородчину, где в 1812 году в слободе Борисовка родился Гавриил Якимович, и Санкт-Петербург, куда десятилетнего мальчика привезли в капеллу графа Дмитрия Николаевича Шереметева. Замечательный талант и невероятное трудолюбие помогли Ломакину сделать блестящую карьеру. В 19 лет он становится капельмейстером хора графов Шереметевых, который стал лучшим в Петербурге и соперничал с Императорской придворной певческой капеллой. Когда же в 1848 году Ломакин был приглашен в Придворную капеллу на должность главного учителя старейшего русского профессионального хора, то именно под его руководством коллектив стал гордостью России и лучшим хором в Европе. Имя Ломакина увековечено на фасаде здания капеллы наряду с именами Разумовского, Львова, Бортнянского, Глинки, Турчанинова, Потулова. 
Еще один выдающийся вклад Ломакина вместе с Балакиревым в развитие русской музыкальной культуры — открытая ими в 1862 году Бесплатная музыкальная школа, ставшая важной вехой в музыкальном просветительстве, образовании и популяризации творчества русских композиторов. 
Белгородский музыковед Юлий Горяйнов всю жизнь занимался исследованием творчества Ломакина и его земляка-предшественника Степана Дегтярёва. Преподаватель Белгородского государственного института искусств и культуры, хормейстер (студенческий хор БГИИК), Александр Владимирович Головин многие годы проводил хоровой фестиваль имени Дегтярёва — Ломакина. 
Кантата впервые была исполнена в Дворянском собрании Петербурга в 1865 году. Спустя 22 года, когда Ломакина уже не было в живых, Балакирев исполнил одну часть кантаты на юбилее Бесплатной музыкальной школы, а затем партитура исчезла и, как рассказывала руководитель Академического хора Белгородской государственной филармонии Елена Алексеева, партитуру нашли в начале ХХ века «на чердаке одного московского особняка в ужасающем состоянии». Около 30 лет назад партитура была восстановлена и отредактирована хормейстером Губкинского филиала БГИИК Т. А. Гузуевой и фрагменты ее с успехом были исполнены в Белгороде, Губкине, Москве. 
И вот по инициативе Александра Владимировича Головина в год 450-летия Государственной академической капеллы имени М. И. Глинки белгородцы сделали концертное исполнение этого сочинения центром крупного культурного события. Теперь произведение может стать предметом пристального научного исследования для музыковедов. 
Гавриил Якимович прекрасно знал и исполнял европейские духовные сочинения Палестрины, Баха, Дуранте, Лотти, Марчелло… Но еще М. И. Глинка, с которым Ломакин был в дружбе, как-то заметил ему, что в русскую церковную музыку вкралось много итальянизмов. Князь Одоевский, страстный поклонник музыкальной древности, часто сожалел, что мечтавший заняться изучением древнерусской гармонии М. И. Глинка рано ушел из жизни, и побуждал Ломакина к изучению «древних тонов и созвучий». Работая в Придворной капелле, Гавриил Якимович изучал древнейшие церковные напевы, хранившиеся в императорской библиотеке. 
По предложению директора капеллы А. О. Львова Ломакиным были сделаны переложения всего годичного обихода старинных церковных напевов. Эта работа не могла не сказаться на хоровом творчестве композитора, в том числе на музыке кантаты Stabat mater. 
Несмотря на то, что кантата написана на латинский текст католической секвенции, слушая ее в исполнении белгородцев, нельзя было не ощутить, насколько это сочинение русское. Очевидно родство хоровой партитуры Ломакина с древнерусской певческой традицией. Особая теплота звучания деревянных духовых в оркестре — далеко не европейская барочная, а имеет русский «свирельный» колорит. И в то же время светоносная, ликующая фуга с вокальными юбиляциями не может не вызывать ассоциации с хоровыми фугами Баха, Генделя. 
Мне кажется, что это произведение Гавриила Ломакина находится на перепутье к будущим крупным хоровым произведениям русских композиторов. В частности, представляется весьма перспективной идея рассмотреть «следы» этого сочинения в хоровых циклах С. И. Танеева, особенно в «Иоанне Дамаскине». 
Исполнение Stabat mater превратилось в широкомасштабную культурную акцию. Белгородский областной государственный историко-краеведческий музей предоставил материалы для издания партитуры кантаты Stabat mater, которая будет передана бесплатно специализированным учебным заведениям и концертным организациям страны. Сигнальный экземпляр нот кантаты был вручен на хранение заведующей музеем «Шереметевский дворец — Музей музыки» О. А. Великановой. На концерте присутствовала и директор Музея города Гатчины Е. А. Потоцкая, ведь Гавриил Ломакин покоится в гатчинской земле. В фойе капеллы Белгородским государственным художественным музеем была подготовлена выставка живописных работ внучки Ломакина, Марии Владимировны. 
Белгород уже не первый раз предстает перед нами динамично развивающимся культурным центром, где взаимодействие культурных институций объединено общей концепцией развития традиций региона, масштабной просветительской деятельностью, которая интересна и для всей страны. 
Елена ИСТРАТОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 11 (172), декабрь 2019 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~9AHlX