Спасавшая красоту

3 Ноября 2018

Спасавшая красоту

Художник-реставратор Раиса Дементьевна Слепушкина не скрывает возраста, поэтому честно признаемся: Государственный музей-заповедник «Царское Село» поздравил ее с 90-летием. В Екатерининский дворец юбиляр прибыла вместе с внуками и правнуками. Красивая, энергичная, улыбчивая.

Раиса Дементьевна — из плеяды легендарных ленинградских реставраторов, которые возрождали Екатерининский дворец и парковые павильоны из руин. В Пушкине она работала двадцать два года, с 1956-го по 1978-й, в том числе в знаменитой бригаде Якова Казакова. В день 90-летия сотрудники музея провели почетную гостью по залам, которые Слепушкина в свое время восстанавливала. Она убедилась в том, что интерьеры и сегодня восхищают посетителей.
Реставрационный олимп Раисы Слепушкиной — Китайская Голубая гостиная. В начале1960-х в течение двух лет она расписывала натуральный светло-голубой шелк, которым затянуты стены гостиной. Рисунок, изображающий сценки из жизни Древнего Китая, на сшитых полотнищах нигде не повторяется. Слепушкина воссоздала его по довоенным фотографиям. И придумала технологию росписи по шелку. Во время оккупации подлинную ткань фашисты срезали и вывезли, но за зеркальной рамой сохранились узкие полоски оригинала, которые дали художнице представление о цветовой гамме и манере росписи. Комиссия приняла шелк «на отлично», в 1962-м Раисе Слепушкиной присвоили 1-ю категорию художника-реставратора.
«Я придумала, как шелк оставить “живым”. Когда его пропитывали желатином, он получался тусклым и как бы жеваным. Я отказалась от этой технологии, водой смачивала ткань, потом гладила, чтобы она высохла», — вспоминает реставратор.
В Картинном зале Екатерининского дворца Раиса Дементьевна реставрировала живописные холсты, расписала изразцы голландских печей в этом интерьере и Малиновой столбовой; благодаря ее мастерству были возвращены к жизни фаянсовые колонки и роспись двери Опочивальни в павильоне «Верхняя ванна» Слепушкина реставрировала роспись потолка, в Агатовых комнатах производила консервацию живописи.
Раиса Дементьевна помнит все до мельчайших деталей: на музейных и журнальных фотографиях полувековой давности она назвала каждого человека по имени и рассказала о нем. После экскурсии по дворцу она делилась воспоминаниями с сотрудниками музея.
Раиса Слепушкина родилась в 1928 году в Ленинграде. Еще до полного снятия блокады поступила учиться в Ленинградское архитектурно-художественное училище (АХРУ № 9), основанное в войну для подготовки специалистов, которые будут восстанавливать разрушенный город. По рекомендации ГИОП группу выпускников, в которую входила и она, направили на работу в Ленинградские архитектурно-реставрационные мастерские. Начала работать в 1947 году, закончила в 1992-м. Все 45 лет трудилась в объединении «Реставратор». Строгановский дворец, Исаакиевский собор, Юсуповский дворец, собор Петра и Павла Петропавловской крепости, Эрмитаж, Воронцовский дворец, Инженерный замок, Таврический дворец, Русский музей, Каменноостровский дворец, Дом ученых, Гатчинский дворец, — это далеко не полный список знаковых объектов, на которых работала Слепушкина.
На вопрос, как остаться красивой в почтенном возрасте, Раиса Дементьевна ответила: «Отношусь к людям так, как бы мне хотелось, чтобы относились ко мне. Не сплетничаю никогда». Еще она пишет картины маслом и темперой, выращивает цветы. Молодым реставраторам Раиса Слепушкина желает «любить свою работу, делать все аккуратно и внимательно».
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~759vq