«Создает музыку народ…»

7 Ноября 2015

«Создает музыку народ…»

Народные песни в обработках Г. Г. Белова

«Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем» — эти хорошо известные всем музыкантам слова М. И. Глинки, записанные А. Н. Серовым, стали эпиграфом концерта, прошедшего 5 октября в новом зале Санкт-Петербургской консерватории на улице Глинки, 2. Действительно, у этого вечера, как справедливо заметила его ведущая Галина Лобкова, были два героя: народная песня и ее знаток, ценитель, замечательный петербургский композитор Геннадий Белов. Вниманию слушателей были предложены сделанные им обработки народных напевов: песни-романсы, городской фольклор, старинные обрядовые напевы, песни Великой Отечественной войны.

Первое отделение концерта было выдержано в академическом ключе. На суд публики Геннадий Белов представил свое новое сочинение — вокальный цикл «Из песенного сундучка тверской крестьянки». В его состав вошли обработки 12 русских народных песен, напетых Прасковьей Ивановной Беловой, матерью композитора. Уроженка деревни Степурино Старицкого уезда Тверской губернии, Прасковья Ивановна очень любила петь. Ее напевы были записаны Беловым на аудиокассету, которая впоследствии оказалась утраченной, и композитор восстановил мелодии по памяти. Песни, вошедшие в этот цикл, относятся к довольно позднему слою русского фольклора, тяготеющему к городской культуре. Многие из них оказались хорошо известны старшему поколению слушателей, бывших в зале в тот вечер («Девушка из маленькой таверны», «Несчастная любовь», более известная по заглавной строке текста «Сухой бы я корочкой питалась», «Бродяга с Сахалина» и другие). Мне же, как и многим моим коллегам, довольно часто приходилось записывать их варианты в фольклорных экспедициях в разных уголках России. Не секрет, что непопулярные среди этномузикологов-академистов, городские песни и мещанские романсы очень любимы в народе — их ценят за простоту музыкального языка, непосредственные, откровенные интонации, вызывающие живой эмоциональный отклик в душах поющих и слушающих. Ну и, конечно же, значимы сами сюжеты этих песен — маленькие и большие житейские истории, часто драматические или даже трагические, заставляющие сопереживать судьбам их героев.
Сами обработки, мастерски исполненные заслуженной артисткой России Марией Людько, Григорием Яцентковским, Еленой Серовой (партия фортепиано), представили весьма своеобразный взгляд их автора. Широко распространенные в народе напевы были интонационно переосмыслены, однако хорошо узнаваемы: типичная для народных песен куплетная форма стала канвой, по которой разворачивалось активное варьирование основной мелодии. Партия фортепиано, созданная Беловым, напротив, отличалась сквозным развитием, следуя за сюжетными коллизиями текста. Безупречное чувство стиля, изящество фактуры, использование красочных гармоний возвысили бесхитростные мелодии песен-романсов. Одна из жемчужин цикла — обработка известной песни «Во субботу день ненастный», которую композитор превратил в изящную по форме полифоническую миниатюру.
Во втором отделении концерта на сцену вышел Фольклорный ансамбль Санкт-Петербургской консерватории (художественный руководитель — Галина Лобкова, руководители программ — Алла Полякова, Евгения Склярова). Этот коллектив не первый раз сотрудничает с Геннадием Беловым. В разные годы студентами-фольклористами была исполнена его кантата на стихи Н. Клюева «Олонецкие были», неоднократно озвучивались различные обработки народных песен. Вечером 5 октября мы были свидетелями двух творческих проектов, осуществленных благодаря этому сотрудничеству. Цикл из четырех военных песен, посвященный 70-летнему юбилею Великой Победы, впервые представленный слушателям в мае этого года в зале Дома композиторов, был написан специально для фольклорного ансамбля консерватории. Выбранные для обработки песенные образцы различны по своему происхождению. Среди них — авторская песня «Когда мы вернемся домой» (музыка Н. Богословского, слова В. Дыховичного), популярный «Огонек», написанный неизвестным автором на слова М. Исаковского, песни «Над Смоленском дым клубится», «Я пулеметчиком родился», получившие широкое хождение в народной среде и утратившие имена своих создателей. Мелодии военных песен автор практически не изменил, однако создал на их основе многоголосную хоровую партитуру для смешанного состава участников в сопровождении аккордеона и балалайки (их партии сыграли студенты консерватории Анна Бурова и Дмитрий Светлов. Задача, которая была поставлена композитором исполнительскому коллективу — воссоздать простое, безыскусное звучание народного ансамбля, типичное для ситуации застольного пения. То, что мы услышали, представляло собой нарушение всех канонов академического хорового исполнительства. Отсутствие жесткой темпо-ритмической сетки и соответственно определенная временная подвижность звучания, отчасти приближали его к характеру пения крестьянского самодеятельного хора, а иногда вызывали ассоциации с песенными эпизодами хороших советских кинофильмов. Но главное — это ощущение свободного тембрового проявления, присущее певцам фольклорного ансамбля, где каждый не просто участвует в хоровой партии, а поет «своим» голосом…
Заключительная часть концерта была посвящена обработкам псковских народных песен. Оригинальность замысла авторов проекта заключалась в том, чтобы сами песни прозвучали в том виде, как они бытуют в деревне, без каких-либо изменений их напевов, а также с сохранением контекста исполнения — ритуального движения-шествия («Как на моречке, на моряночке») или пляски («Ай, лужок-лужок»). Участницы фольклорного ансамбля формировали особое магическое пространство звукодействия, свободно передвигаясь по залу и сцене. Архаичное звучание псковских напевов с их гетерофонной фактурой и яркими обрядовыми тембрами причудливо соединилось с совершенно иной по стилистике фортепианной партией (Александр Петров), изобилующей колористическими эффектами и, казалось бы, развивающейся абсолютно автономно, тем не менее четко скоординированной с вокалом. Возможно, сочетание природно-стихийного начала, воплощенного в народной песне, и рационального мышления композитора, выверившего в деталях фортепианную партию, было попыткой найти равновесие между эмоциональным и логическим, чувственным и интеллектуальным. Извечный процесс познания мира и отражение его результатов через образы и представления…Как ни странно, прием соединения аутентичного народного звучания и авторского музыкального текста нетипичен для академических композиторских опусов, хотя довольно популярен в сфере джаза и электронной музыки. Судя по реакции слушателей, опыт, предпринятый Геннадием Беловым и участниками фольклорного ансамбля консерватории, удался!
Композитор и народная песня — известный сюжет, развивающийся каждый раз по-новому и оттого всегда интригующий. Пришлось лишь сожалеть о том, что небольшой по масштабу Концертный зал нового здания консерватории не смог разместить всех желающих увидеть и услышать. Концерт вызвал светлое чувство благодарности — композитору за его искренность и мастерство, исполнителям — за ту атмосферу творчества и вдохновения, которую они поддерживали весь вечер. Ну, а создателю музыки — русскому народу — низкий поклон.
Инга КОРОЛЬКОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~gWhWA