Соловьёв-Седой — forever: наше прошлое, настоящее и будущее

Фото: «Композитор*Санкт-Петербург»

Фото: «Композитор*Санкт-Петербург»

3 Апреля 2019

Соловьёв-Седой — forever: наше прошлое, настоящее и будущее

В издательстве «Композитор*Санкт-Петербург» вышла из печати книга: «В. П. Соловьёв-Седой и его время. Статьи, воспоминания, документы и материалы». Составители — музыковед, доктор педагогических наук Раиса Слонимская и журналистка Ксения Ваганова. Книга издана в связи со 110-летием со дня рождения классика советской песни и 40-летием со дня его кончины.

Вся интенсивная жизнь Василия Павловича Соловьёва-Седого (1907–1979) неразрывно связана с Петербургом-Ленинградом: здесь он родился, учился, жил и творил. Его песни о Ленинграде — до сих пор музыкальная визитная карточка «города над вольной Невой».
Говорят: «Иные времена — иные песни». Но нам всегда так необходимы сердечное тепло, душевная отзывчивость, а музыка призвана дарить счастье, радость, духовно согревать и утешать. Поэтому незабываемы мелодически яркие, эмоционально щедрые, лирические или по-доброму шутливые песни Соловьёва-Седого и востребованы не только в дни его юбилейных концертов и всероссийских праздников. Радуют полные концертные залы и обращение к его наследию современных певцов. Вот пишу о новой книге «В. П. Соловьёв-Седой и его время», а с экрана телевизора в программе «Романтика романса» льются мелодии песен композитора в исполнении молодых певцов и зал подпевает, горячо аплодирует!
Еще одно важное обстоятельство говорит о своевременности издания нового сборника. Если песни Соловьёва-Седого — органичная часть современной музыкальной жизни, то в книжных изданиях о жизни и творчестве истинно народного артиста Советского Союза можно констатировать тридцатилетнюю паузу. Известная биографическая, мемуарная, научно-популярная литература о Соловьёве-Седом опубликована или при его жизни (монографии А. Сохора, Ю. Кремлева, ното-библиографический справочник, сборник статей, заметок и выступлений Соловьёва-Седого «За музыкальную правду») или в течение десяти лет после его ухода. Назову книгу его воспоминаний «Пути-дороги», популярную монографию
С. М. Хентовой «Соловьёв-Седой в Петрограде-Ленинграде», составленный ею же сборник воспоминаний, статей и материалов «Василий Павлович Соловьёв-Седой». Эти издания ныне являются библиографической редкостью.
Минуло сорок лет со дня кончины В. П. Соловьёва-Седого. Ушло целое поколение — многие родственники, близкие друзья и соратники. И потому так дороги воспоминания живущих сегодня современников Соловьёва-Седого, в разной степени знавших его лично, так или иначе соприкасавшихся с его творчеством при жизни композитора. В разделе «В. П. Соловьёв-Седой: взгляд из XXI века» опубликованы эссе композиторов С. М. Слонимского, Г. О. Корчмара,
Г. И. Фиртича, А. Б. Журбина; воспоминания внука композитора — Василия Владиславовича Соловьёва, кинорежиссера А. К. Симонова, музыковедов В. А. Гуревича, Н. Е. Петровой, легендарной примадонны Театра музыкальной комедии
З. А. Виноградовой. Статьи доктора культурологии
А. И. Щербаковой и президента Филармонического общества Санкт-Петербурга Б. Л. Березовского представляют сегодняшний взгляд на творчество Соловьёва-Седого.
Особенно ценны в сборнике публикации подлинных документов и материалов о творческом пути Соловьёва-Седого.
В разделе «Песня, любовь моя» собраны четырнадцать статей композитора, в которых запечатлены его мысли и раздумья о развитии песенного жанра Многочисленные устные и печатные выступления композитора были опубликованы в периодической печати при его жизни и ныне малодоступны широкому кругу читателей. Лишь небольшая часть его публицистического наследия вошла в сборники 1970–1980-х годов. По-прежнему актуальны высказывания Соловьёва-Седого о песне как душе народа, о музыкальном образовании молодежи, об ответственности композиторов, их творческой взыскательности, о необходимости содружества в работе кинорежиссеров и композиторов.
В разделе «Документы, материалы, размышления
В. П. Соловьёва-Седого» впервые опубликованы из фонда композитора в ЦГАЛИ СПб «Автобиография, справка из отдела кадров, наградной лист» из личного дела, «Автобиография в литературной записи Л. Плешакова с авторской правкой», а также стенограмма заседания секции музыкального театра Союза композиторов Ленинграда «Обсуждение балета “Тарас Бульба”». Эти публикации несомненно будут изучены будущими исследователями.
Необходимые современному читателю биографические факты о композиторе сообщает «Краткий хронограф жизни и творчества», перепечатанный из редкого издания 1978 года
«В. П. Соловьёв-Седой. Ното-библиографический справочник».
Симптоматично, что одна за другой в издательстве «Композитор*Санкт-Петербург» вышли книга С. М. Слонимского «Мелодика. Основы учебно-практического курса для студентов консерваторий и музыкальных училищ» и книга «В. П. Соловьёв-Седой и его время». Соловьёв-Седой завещал композиторам «всегда пристально вслушиваться в звучание окружающей жизни, звучание неповторимых народных мелодий». Слонимский напомнил, что «мелодия — это живая, вечно новая царица музыки». Когда отовсюду звучат не песни, а темброво-ритмические «композиции», обе книги словно отвечают на «крик души» многих музыкантов и слушателей, истосковавшихся по музыке, идущей от сердца к сердцу: «Верните мелодию!»
Кризис песенного жанра и острые проблемы его дальнейшего развития побуждают задуматься о настоящем и будущем музыкального искусства. В стремлении отстоять эмоциональную отзывчивость музыки и ведущую роль в ней мелодического начала музыканты находят поддержку великого русского композитора В. П. Соловьёва-Седого.
Его нестареющие песни и размышления о непростых путях музыкальной жизни сверхактуальны и для нас, живущих в ХХI веке.
Лариса БЕЛЯКАЕВА-КАЗАНСКАЯ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~yGptj