Солисты Дома музыки

Фото: Елена Лёгкая

Фото: Елена Лёгкая

17 Апреля 2020

Солисты Дома музыки

Деятельность Санкт-Петербургского Дома музыки направлена на сохранение исполнительских традиций и подготовку молодых российских музыкантов к международным конкурсам. 

Инициатор и создатель Дома музыки — виолончелист и дирижер, народный артист России, профессор Сергей Ролдугин — очень точно сформулировал значимость организации концертов для молодых музыкантов: «Для успешной творческой деятельности в молодом исполнителе должна появиться серьезная концертная ответственность, поэтому встреча с публикой — “лучшим педагогом” — в корне отличает учебный концерт от публичного. На таких выступлениях молодой солист предстает не как ученик, пробующий свои силы, а как профессионал, от которого ждут творческого события».
В рамках совместного проекта «Оркестр Мариинского театра и солисты Дома музыки» в Концертном зале Мариинского театра 13 марта прошел очередной концерт. 
Александр Болотин еще учится в Петербургской консерватории (класс Александра Сандлера). То, что для исполнения он выбрал Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор Фредерика Шопена, — неслучайно, ведь помимо звания лауреата Международного юношеского конкурса классического сольного исполнительства Nota bene (Санкт-Петербург, 2016), он победил в двух шопеновских конкурсах (им. Фредерика Шопена для детей и юношества, Шафрания, Польша, 2016; Московский международный конкурс юных пианистов им. Ф. Шопена, 2016). 
Талантливость пианиста не вызывает сомнения, и потенциал его ощутим. Но, к сожалению, юный и опытный исполнитель музыки Шопена на этот раз не очень убедительно раскрылся в, казалось бы, беспроигрышно прекрасном концерте великого польского романтика. Не покидало ощущение какой-то отстраненности от музыки, не хватало волшебного шопеновского звука. Не хватало и «бисерности» в игре пианиста (мешала грязноватая педаль на пассажах). Ощущалось, возможно, даже неосознанное, внутреннее сопротивление пианиста откровенной чувственности музыки. Как знать, может быть, это сейчас не совсем «его» музыка, и захотелось послушать в исполнении Александра Болотина произведения, которые в настоящее время более созвучны его душе. 
Никита Лютиков (кларнет) — с 2014 года солист Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. В его активе — множество лауреатских достижений (Российско-Германский конкурс Фонда Гартов в Санкт-Петербурге, 2011; международные конкурсы в Лонг-Айленде, 2007; в Генте, 2015; Classic Winds в Кельне, 2016; и др.), выступления с известными дирижерами, участие в фестивалях «Площадь искусств», Фонда Владимира Спивакова, концерт в нью-йоркском «Карнеги-холле». 
В Первой рапсодии Дебюсси для кларнета казалось, что звучание музыки рождено самой природой. И голос кларнета, естественный, пластичный, полный теплых красок, светотеней — тоже «выдох» природы. Одновременно эта музыка «по-стравински» театральна. Никита Лютиков не только виртуозно владеет своим инструментом, но и прекрасно ощущает все тонкости его выразительных возможностей, «лицедействуя» в масках причудливых театральных образов. 
Кларнетовый концерт Аарона Копленда перенес нас в музыкальную атмосферу другого континента. Виртуозная каденция кларнета словно разгоняется, чтобы вырваться из мечтаний, сладкого полусна — в мир, полный лукавых улыбок, пританцовывающих людей и ослепительного джаза, стилистику которого Никита Лютиков превосходно чувствует всем своим существом. 
Однако высшую ступеньку пьедестала своих симпатий, мне кажется, слушатели единогласно отдали виолончелисту Василию Степанову, ученику выдающихся московских педагогов — Наталии Шаховской и Бориса Андрианова. Перечень конкурсных побед двадцатичетырехлетнего музыканта велик, как и количество мастер-классов известных виолончелистов, в которых он участвовал. Впечатляет и уже имеющийся опыт сотрудничества с маститыми дирижерами 
(А. Сладковский, Э. Грач, Т. Курентзис…). 
Первая взятая им нота Концерта-рапсодии Арама Хачатуряна для виолончели с оркестром чистой, наполненной невероятной энергией глубокой осмысленностью моментально заявила об уровне артиста. 
Концерт-рапсодия Хачатуряна буквально гипнотизирует своей мощью, насыщенностью смыслов, красотой фактуры и блестящей оркестровкой. Музыка композитора удивляла по-новому услышанным глубоким драматизмом, полным кинематографических ассоциаций, сложных образных напластований. 
В этом произведении особенно впечатляюще управлял музыкальным действом Алим Шахмаметьев, делая каждый «сольный» выход оркестра ослепительным. Невероятно эффектная красочная партитура Хачатуряна была представлена во всем блеске тембров и тембровых смешений.
Через трагическую рефлексию, драматические монологи-размышления, родственные побочным партиям и Largo симфоний Шостаковича, оркестр и солист ворвались в финальную темпераментную стихию восточных ритмов. Предельно виртуозные пассажи виолончели, мощное нагнетание оркестра, казалось, «закружили» своим вихрем дирижера. И когда на последнем аккорде он в прыжке сделал поворот и застыл с поднятыми руками перед залом, как танцор, завершивший сложное танцевальное па, это выглядело очень эффектно и органично. 
Мне кажется, концерты молодых исполнителей — это бесценные и обнадеживающие открытия, воодушевляющие слушателя надеждами на будущее нашего музыкального искусства. 
Елена ЛЁГКАЯ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 4 (176), апрель 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~lKgOF