Со слезами на глазах

Фото автора

Фото автора

1 Марта 2019

Со слезами на глазах

На премьере оратории «Ленинградки» зрители не скрывали своих чувств: плакали и улыбались, горевали и радовались…

Заслуженный деятель искусств Виктор Плешак в этом году отмечет 55-летие композиторской деятельности. Автор нескольких сотен песен и огромного количества сочинений в разных жанрах рассказал об истории создания оратории «Ленинградки», посвященной 75-летию снятия блокады Ленинграда. Премьера состоялась 24 января в концертном зале Академической капеллы.

— Виктор Васильевич, вы работаете как в популярных жанрах — песни, мюзиклы, музыка к кинофильмам и спектаклям, эстрадным и цирковым представлениям, так и в академических формах — симфонии, концерты, сюиты, оперы, хоровая музыка. Что послужило импульсом к созданию оратории «Ленинградки»?
— К этому сочинению я шел всю жизнь. С самого раннего детства я слышал семейные рассказы о войне и блокаде. Прежде всего мне хотелось отдать сыновний долг моей маме — Александре Фёдоровне Москвитиной (Плешак), которая все 900 дней прожила в блокадном Ленинграде. И конечно, вспомнить ее боевых подруг и героических жителей города. В премьере оратории приняли участие Государственный академический русский оркестр имени Андреева под управлением художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста России Дмитрия Хохлова. Партию чтеца исполнила народная артистка России Светлана Крючкова. Партию баритона — солист Михайловского театра Александр Шахов. Выступили Детский концертный хор «Перезвоны» ДШИ имени М. И. Глинки (художественный руководитель — лауреат международных конкурсов Лариса Яруцкая) и сводный женский хор музыкального педагогического училища Санкт-Петербурга (руководители — Лариса Яруцкая и Анна Барсова). В составленное мною либретто оратории вошли рассказы моей мамы-блокадницы и ее подруг, личные семейные архивы, а также неопубликованные дневники ленинградцев, предоставленные мне журналистом Владимиром Желтовым. Либретто включает также поэтические произведения Михаила Лермонтова, Анны Ахматовой, Маргариты Алигер, Макса Дахие и современных авторов: Александра Городницкого, Олега Чупрова, Евгения Пальцева и других.
Сочинение продолжает большой музыкально-исторический цикл — «Русский мир».

— Поделитесь, пожалуйста, вашими личными впечатлениями от исполнения оратории.
— Оратория прозвучала почти идеально. Дирижер Дмитрий Дмитриевич Хохлов — выше всяких похвал, музыкант с безупречным вкусом и стальной дирижерской волей. Оркестр имени Андреева, как всегда, играл виртуозно и с большой отдачей, великолепно звучали лучшие хоры города. Необыкновенную атмосферу создала Светлана Крючкова. Проникновенность голоса актрисы, глубина и мощь поэтического слова покорили зал. У зрителей в глазах стояли слезы, многие просто не сдерживались, плакали... Баритон Александр Шахов с большим пиететом отнесся к работе. Его глубокий голос никого не оставил равнодушным.

— Что особенно волновало вас в процессе работы над ораторией?
— Знаете, я никак не могу найти ответа на вопрос: что же помогло людям выстоять в то страшное время? Где же были найдены те феноменальные, резервные силы духа, которые помогли выжить в нечеловеческих условиях? Это поистине необъяснимо! И ленинградки того времени — необыкновенные люди! Ни воды, ни света, ни еды.... И самые ужасные испытания — испытания холодом. Блокада — одна из главных тем всей моей композиторской деятельности. Святая тема! Вот поэтому мне хочется на весь мир кричать и рассказывать о великом и непобедимом духе ленинградцев... На примере женского хора Местной противовоздушной обороны (МПВО) мне хотелось показать, какие же несокрушимость духа и мощь таились в этих хрупких и тоненьких девушках... В этом хоре моя мама пела с 1942-го до конца своих дней — до 2002 года, хотя и с перерывами. Молодые артистки дали огромное количество концертов — более 600! Изможденные от голода девушки, в том числе и моя мама, ходили на репетиции и давали концерты. И пели, пели... Как можно, пешком возвращаясь уже за полночь из Ораниенбаума в Ленинград, по пути перепеть весь хоровой репертуар и ни разу не повториться? Слова из нашей с Максом Дахие песни: «Нас песня дыханием согрела / Песня спасала людей / Мы пели, девчонки / Мы пели / Мы жизнью обязаны ей!» как зеркало отражают дух того времени. Кстати, один из главных номеров оратории — «Баллада о девушках 1942 года», откуда и процитированы эти строчки. И когда в связи с «ленинградским делом» в 1949 году легендарный хор МПВО был расформирован, для многих это стало едва ли не самой большой трагедией. Спустя 15 лет я на слух, будучи учеником 10-го класса Ленинградского хорового училища при капелле, воссоздал большую часть их репертуара. В 1964 году в ДК имени Кирова состоялось аыступление возрожденного женского хора. Он просуществовал до 2006 года.
В составе ансамбля МПВО кроме женского хора были и балет, и кукольный театр, и гусляры, и художественное чтение, и даже джаз-ансамбль. В музыкальных номерах оратории, а их 17, — экскурс по всем жанрам, которые были представлены в огромном репертуаре ансамбля. Это и хоровые и оркестровые номера, и декламация стихотворений, и частушки-перепляс, и даже оркестровая пьеса
«В джазе только девушки». В самом первом оркестровом номере «Война. Ленинград» закодировано имя великого композитора XX века Дмитрия Шостаковича —
его знаменитый мотив-монограмма DSCH. Я таким образом попытался воздать должное музыкальному гению и несокрушимому ленинградскому духу.

— Какие еще грядут премьеры в этом юбилейном для вас году?
— 1 марта в Нижнем Новгороде состоится премьера большого хорового концерта «Праведница» на стихи Альбины Шульгиной по мотивам творчества Александра Солженицина. Посвящается памяти замечательного композитора Валерия Александровича Гаврилина, которому в августе исполнилось бы 80 лет.
— Спасибо за беседу, Виктор Васильевич, и желаем вам новых и новых премьер!
Беседовала Лариса ЮЖАНИНА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~ALBBd


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента»
С 19.05.2022 19:10:00 по 04.10.2022 20:10:00 «Первые биографы Блока. Мария Бекетова» и «Первые биографы Блока. Корней Чуковский»
С 27.05.2022 22:50:00 по 23.10.2022 23:50:00 «Люблю тебя, Петра творенье…»
С 30.06.2022 11:20:00 по 23.10.2022 12:20:00 «Театр балета Эйфмана. Только любовь»
С 19.08.2022 09:10:00 по 10.10.2022 10:10:00 «Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII-XX веков»
С 25.08.2022 22:20:00 по 11.10.2022 23:20:00 «Краски города»
С 06.09.2022 16:30:00 по 07.10.2022 17:30:00 «Житель осажденного Ленинграда»