Симфонические новинки

20 Июня 2018

Симфонические новинки

В многоликой и многожанровой программе Пятьдесят четвертой «Петербургской музыкальной весны» особое внимание привлекли два симфонических вечера в зале Академической капеллы.

22 мая Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под управлением Александра Титова исполнил масштабную программу «Симфонические премьеры». Вечер открыла Симфония № 3 Ильи Остромогильского (р. 1982) — самого молодого участника симфонического марафона. В сопряжении медленной медитации и динамичного Аllegro автор запечатлел противоречивое двуединство человеческого бытия. Он выступил серьезным, эрудированным последователем концептуального симфонизма ХХ века.
Юрий Красавин (р. 1953), автор впечатляющей музыки к фильмам Сергея Урсуляка, представил Концерт для скрипки, виолончели и оркестра «Семь остановок в Юго-Восточной Азии». Концерт написан по заказу международного фестиваля молодежных оркестров «Young Euro Classic» в Берлине, где и был впервые исполнен в 2003 году Российским молодежным оркестром под управлением А. Сладковского и при участии С. Ролдугина (виолончель). В России этот изысканный, нарядный концерт прозвучал впервые
(в авторской редакции 2008 года). Солировали Александра Коробкина (скрипка) и Алексей Говоров (виолончель). Как рассказал композитор, он никогда не был в странах Юго-Восточной Азии, но глубоко изучил музыкальный фольклор ее народов. Свою очарованность непривычными для европейского уха интонациями и ритмами он передал в музыке семи контрастных эпизодов, соединив серийную технику с пентатоникой.
Новейший опус многоопытного композитора Леонида Резетдинова (р. 1961) заинтриговал своим названием: «Сказки роботов для чтеца и оркестра. Посвящается Станиславу Лему — великому сказочнику будущего». «Сказки роботов» С. Лема — сатирико-философские, иронические и веселые рассказы о фантастической псевдосредневековой вселенной. Роботы Лема бродят в вечном лабиринте человеческих проблем и, подобно людям, заходят в тупик. Из семнадцати сказок цикла композитор отобрал три: «Три электрыцаря», «Урановые уши», «Король Глобарс и мудрецы». Перед каждой частью зачитывались главные мысли сказки, а затем оркестровая музыка остроумно продолжала рассказ. Чтец — известный актер Виталий Гордиенко — мастерски создал образ чудаковатого робота — лохматого, не от мира сего очкарика в артистической блузе. Мысль Лема из третьей сказки: «Наука объясняет мир, но примирить с ним может только искусство» —
достойный эпиграф не только к новому сочинению Резетдинова, но и ко всему благородному, гармонизирующему творчеству петербургских композиторов.
Одночастная Симфония-концерт для флейты с оркестром Александра Попова
(р. 1957) была им написана в 1984 году в пору учебы в Ленинградской консерватории в классе А. Д. Мнацаканяна. Впервые исполненная в рамках нынешней музыкальной весны, Симфония-концерт захватила внимание слушателей, в чем немалая заслуга и талантливой флейтистки Татьяны Резетдиновой.
Завершился концерт Финалом Девятой симфонии («Ода к радости») Л. Бетховена в версии для симфонического оркестра Григория Корчмара (р. 1947). Как известно, Бетховен и сам задумывал завершить симфонию оркестровым финалом без участия хора и квартета солистов. Корчмар отважился реконструировать первоначальный замысел великого композитора. Он бережно, с огромным пиететом к гениальной партитуре создал оркестровую версию, не позволив себе внести ни одной новой ноты. Григорий Овшиевич передал вокальный материал инструментам симфонического оркестра и соответственно предложил исполнять экспозицию тем не дважды (инструментами и вокалистами), а один раз — только оркестром. Оркестровая версия получила одобрение дирижера оркестра А. Титова и многих композиторов, в том числе С. Слонимского. Думается, что, созданная Корчмаром оркестровая версия финала Девятой симфонии Бетховена войдет наряду с оригинальной партитурой в концертную жизнь.
Второй вечер — «Концерт концертов», состоявшийся в капелле 24 мая, был не менее интересным. Неординарной показалась сама идея — составить программу из одних инструментальных концертов. С оркестром в диалог вступали разные инструменты, солировали великолепные музыканты, музыку написали композиторы с яркой индивидуальностью. Труднейшая программа была достойно исполнена симфоническим оркестром Академической капеллы Санкт-Петербурга под управлением Аркадия Штейнлухта.
Концерт № 2 для скрипки с оркестром Александра Изосимова исполнялся впервые. Солировал давний соратник автора, скрипач Владислав Песин, которому и посвящено сочинение. Мне давно не приходилось слышать такой полнометражный скрипичный концерт: с бесконечной мелодией в «божественных длиннотах» медленных эпизодов первых двух частей, с неожиданным завершением вихревого финала истаивающим, растворяющимся в pianissimo звучанием скрипок.
Прозвучавший вслед за монументальным концертом Изосимова элегантный одночастный Концерт № 2 для флейты с оркестром Юрия Корнакова повеял свежим дуновением безупречного, благородного стиля, мелодического изящества и прихотливого ритма. Всеми любимому композитору и человеку Юрию Николаевичу Корнакову, покинувшему этот мир в 2006 году, в 2018 году исполнилось бы 80 лет. Его Второй флейтовый концерт многократно исполнялся лучшими оркестрами, дирижерами и солистами. Оркестру капеллы, дирижеру Штейнлухту и флейтистке Аделине Тазиевой, тем не менее, удалось сыграть концерт без хрестоматийного глянца, порадовать современных слушателей этой чудесной, неувядающей музыкой.
Концерт № 1 («Романтический») для фортепиано с оркестром Сергея Смольянинова увлеченно, с виртуозным блеском исполнил молодой пианист Сергей Осколков-младший. Композитор долго, тщательно работал над трехчастным произведением, постепенно, частями знакомил с ним коллег и публику в версии для двух роялей. Полностью с оркестром мы услышали концерт впервые и были покорены красочностью оркестровки, выразительным тематизмом в русском духе.
«Под занавес» впервые прозвучал еще один скрипичный концерт, но совсем иной! Вячеслав Круглик, неизменно радующий свежими творческими проектами и нестандартным их решением, написал Концерт для скрипки с оркестром (первый, но, надеемся, не последний!) в классической форме, следуя лучшим традициям этого жанра, наполнив три части яркой, темпераментной и очень русской музыкой. Его новый опус великолепно, без профессиональной ревности исполнил превосходный скрипач и сам талантливый композитор Михаил Крутик. Динамичный, радостно устремленный к свету, жизнелюбивый Скрипичный концерт Круглика блистательным fortissimo завершил необыкновенный парад концертов.
Лариса КАЗАНСКАЯ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~jBiWU