Шёлк — это воздух мечты

Фото предоставлено пресс-службой театра

Фото предоставлено пресс-службой театра

17 Апреля 2020

Шёлк — это воздух мечты

Театр «Мюзик-Холл» представил спектакль «Шелк» по мотивам романа Алессандро Барикко. У него есть второе название «Тайный роман. Япония — Франция». Оригинальная постановка — сочетающая экзотику, исторический ракурс, пересечение европейской и азиатской культур, — в которую искусно вплетен любовный треугольник, не сразу поддается осмыслению. Зрители выходят из зала с противоречивыми чувствами. 

Роман «Шелк» — удивительная романтическая история. После его публикации имя автора, Алессандро Барикко, сразу стало всемирно известным. Он многогранная личность: не только писатель, но еще философ и музыкант, за его плечами университет и консерватория. В 2007 году состоялась премьера фильма режиссера Франсуа Жирара, снятого по этому роману.
Сюжет романа-притчи — многослойный, текучий, со сложным, как в шелке, переплетением линий. Насквозь пронизан точными датами, словно вехами, дающими подсказки современному зрителю. 1861 год, Гюстав Флобер заканчивает «Саламбо», электрическое освещение значилось только в числе догадок. 6 октября герой, француз Эрве Жонкур, в одиночку отправляется в Японию — страну, в то время закрытую для европейцев. Ему нужно привезти в родной город личинки шелкопряда: во Франции они погибают от мора, а Луи Пастер лишь начинает опыты по изучению их странной болезни. 4 сентября 1862 года Эрве Жонкуру исполнилось 
33 года. До этой поры он думал, что счастливо женат. Но встреча с девушкой в далекой таинственной Японии переворачивает всю его прежнюю благополучную жизнь. А во Франции его терпеливо ожидает Элен — преданная и любящая жена… 
Состав исполнителей определился на кастинге, хотя поначалу у режиссера Льва Рахлина была идея привезти московских звезд. Но и наш город не без талантов! На сцене — 
молодые, техничные актеры, ровесники главных героев, и потому переживания тех воплощаются совершенно естественно. У Дарьи Захаро (Элен) — вообще первая роль в музыкальном театре, да еще и такая полярная.
По-настоящему запоминающимся в спектакле получился образ мадам Бланш. Именно в ее руках оказывается развязка сюжетной линии любовного треугольника. К ней отправляется герой, чтобы перевести письма от японской девушки. Мадам Бланш в исполнении Дарьи Кожиной — органична и естественна, владеет восточной пластикой, чего, в общем, не хватает в сценах с другими участниками. Предельно искренне во время последней встречи с героем она раскрывает ему секрет счастья: любить надо тех, кто рядом. 
Изысканную выразительность спектаклю придают балетные сцены. Длинные нити опутывают фигуры, словно нити шелка, от производства которого зависит благосостояние целого городка. Их сложный рисунок в танце передает и запутанность отношений Эрве Жонкура с женой и возлюбленной.
Народный художник России Вячеслав Окунев лаконично и выразительно оформил сцену. Ее пространство отлого прочеркивает длинный помост: это и подиум для массовых сцен, встреч, прощаний; это и символ долгих путешествий Эрве Жонкура. Ни на секунду не оторваться от захватывающего видеоконтента, созданного Викторией Злотниковой, в сочетании с музыкой передающего остроту и динамичность сюжета.
Постановку «Мюзик-Холлу» предложил режиссер Л. И. Рахлин. Он же стал и продюсером спектакля совместно с Юлией Стрижак, директором театра, и автором либретто — вместе с Евгением Кубыниным, лидером группы «Зимавсегда». Не могло не сыграть определенной роли в выборе материала для новой постановки то обстоятельство, что Алессандро Барикко и Фабио Мастранджело, музыкальный руководитель «Мюзик-Холла», — итальянцы. 
«История создания мюзикла — долгая, — рассказывает Лев Ильич. — Роман вышел в 1996 году, это невероятная мелодрама. 
Я лет шестнадцать назад позвонил Владиславу Пази, сказал: «Прочти!». Слава начал работать, но… ушел из жизни. Вячеслав Окунев сделал макет, я написал либретто. Потом я много что ставил… Но катастрофически не находил автора музыки для нового мюзикла «Шелк», не видел его». Лишь знакомство с петербургским композитором Иваном Кушниром убедило режиссера продолжить работу. 
Спектакль «Шелк», при всех отсылках к экзотичности, привлекает своей современностью: кто готов за поиском счастья в личной жизни идти прямо, не сворачивая, до самого конца света, отмахивая тысячи километров?
Татьяна МИРОНОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 4 (176), апрель 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~luYgn