Шедевр Карла Черни в Царском Селе

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

30 Апреля 2019

Шедевр Карла Черни в Царском Селе

6 апреля в Царском Селе прошел концерт музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга». Первому исполнению в России возрожденного шедевра Карла Черни как нельзя лучше соответствовало пышное убранство Тронного зала Екатерининского дворца, которое прекрасно настраивало на восприятие классической музыки. Также в этот вечер зрители познакомились с программой XXVII международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», который откроется 1 июня в Эрмитажном театре.

Концерт открыла увертюра Франца Шуберта «В итальянском стиле». Симфоническим оркестром Ленинградской области дирижировал Михаил Татарников, известный в первую очередь как опытный оперный дирижер Мариинского и Михайловского театров. Под его управлением молодой коллектив музыкантов проявил себя достойно, блеснув новыми гранями.
Мария Сафарьянц, заслуженная артистка России, исполнила Концерт для скрипки с оркестром ми минор (1844) Феликса Мендельсона. Это «золотое сочинение скрипичного репертуара», над которым автор работал шесть лет, по праву называют вершиной музыкального романтизма. Лиризм, задушевность, чистота, полет солирующей скрипки — в исполнении Сафарьянц концерт прозвучал настоящим откровением. Помимо виртуозности покорили еще и особая тонкость, зрелость мастерства.
Во втором отделении гости фестиваля в Екатерининском дворце познакомились с Концертом для фортепиано в четыре руки с оркестром до мажор (1831) Карла Черни. Его исполнил итальянский дуэт Марко Соллини и Сальваторе Барбатано в сопровождении Симфонического оркестра Ленинградской области. Мария Сафарьянц, закончив свое сольное выступление, приветствовала слушателей перед началом отделения. Представляя «четырехручное» творение Черни, она пояснила, что ноты концерта были в рукописном виде, разбирали их с трудом, но справились…
Имя Карла Черни как автора «Школы беглости, этюдов для фортепиано» и «Искусства беглости пальцев» известно каждому ученику музыкальной школы. Хотя перу композитора принадлежат произведения в разных жанрах — мессы, симфонии, сонаты, концерты и квартеты. Многие опусы Черни остались в рукописях и хранятся в архиве «Общества друзей музыки» в Вене. Ученик Гуммеля и Клементи, впоследствии учитель Листа и Тальберга, он сам был талантливым пианистом, с 9 лет участвовал в публичных выступлениях. Услышав его игру, Бетховен доверил ему первое исполнение своего Третьего фортепианного концерта.
Дуэт Марко Соллини и Сальваторе Барбатано сложился в 2004 году. Музыканты уже выступали в России и не первый раз участвуют в концертной программе фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга». У себя на родине они хорошо известны: Марко Соллини, например, награжден национальной премией «Гражданин года». Он играет редкие, неопубликованные произведения итальянских авторов. Пианисты выступают как совместно, так и с сольными программами.
На концерте в Царском Селе их дуэт прозвучал уверенно, мощно, широко. Героико-романтическая тема в произведении Черни была проявлена отчетливо, мастерство пианистов, их техника — блистательны. Благодарные слушатели долго не отпускали музыкантов, а после завершения программы брали автографы и делали «селфи» с артистами из Италии.
Две сюиты из знаменитых балетов Арама Хачатуряна «Гаянэ» и «Спартак» в исполнении Симфонического оркестра Ленинградской области завершили программу. Даже без хореографической составляющей Адажио Фригии и Спартака покоряет лиризмом. Лезгинка же из балета «Гаянэ» вызвала шквал аплодисментов — ударная группа оркестра работала в полном составе, чтобы передать сложный зажигательный ритм и кавказский колорит танца.
Президент общественного фонда «Дворцы Санкт-Петербурга» Мария Сафарьянц рассказала гостям в конце вечера:
— Скрипичный концерт Феликса Мендельсона я играю с детства... Но не исполняла уже давно. Это трудное, сложное в техническом плане произведение, все его части исполняются без перерыва, attacсa, там всегда — «атака», подъем, темп… Оркестр — молодые музыканты — молодцы, и Татарников у нас… (выразительный взгляд Марии Сафарьянц в сторону оркестра и маэстро поведал о многом!).
Одно обстоятельство все-таки внесло диссонанс в программу вечера. Слушатели, приехавшие в Царское Село без сменной обуви, надели музейные бахилы. При перемене позы, что неизбежно, согласитесь, во время концерта, этот посторонний шум — шуршащих бахил — очень мешал.
Татьяна МИРОНОВА

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~u1FU9