Сенсационная находка

5 Ноября 2015

Сенсационная находка

«Погребальная песнь» Стравинского в библиотеке Консерватории

В самом начале сентября Петербург стал столицей научной мысли о музыке и центром события исторического масштаба.
В течение четырех дней в Российском институте истории искусств проходил грандиозный симпозиум «Работа над собранием сочинением композиторов», организованный региональным отделением IMS (Международное музыковедческое общество) во главе с Людмилой Григорьевной Ковнацкой.
Участников симпозиума ожидало известие о поистине сенсационном открытии Наталии Александровны Брагинской, декана музыковедческого факультета Санкт-Петербургской консерватории и специалиста по творчеству И. Ф. Стравинского. После многолетних поисков ей удалось обнаружить «Погребальную песнь» ор. 5 для большого симфонического оркестра, написанную молодым Стравинским в 1908 году как дань памяти своему учителю Н. А. Римскому-Корсакову. Сам Стравинский, считавший это произведение лучшим из того, что написано им до «Жар-птицы», полагал, что партитура была утеряна во время революции. Известно, что «Погребальная песнь» исполнялась в Большом зале консерватории в рамках памятного концерта 17 января 1909 го-
да, однако поиски оркестровых голосов в архивах филармонии и консерватории не давали никаких результатов. И только весной 2015 года, когда консерватория готовилась к переезду на время ремонта, в одном из библиотечных помещений была обнаружена папка, которая не числилась ни в каких каталогах. Так сотрудник нотного отдела Ирина Юрьевна Сидоренко, которая была в курсе исследований Н. А. Брагинской, и заведующая отделом Ольга Самуиловна Смирнова обнаружили и в буквальном смысле спасли оркестровые голоса, которые были списаны еще в 1951 году и только каким-то чудом благодаря таким же добросовестным библиотекарям сохранились в консерватории.
Этот триумф петербургского музыковедения в лице Наталии Александровны Брагинской и триумф консерваторской библиотеки, которую в зале РИИИ представляли И. Ю. Сидоренко и директор библиотеки Е. В. Некрасова, заставил еще раз задуматься о плачевном положении консерваторской библиотеки после переезда. Выступление Н. А. Брагинской в очередной раз доказало, что нотный отдел Петербургской библиотеки — настоящее сокровище. И дело не только в фонде. Дело в людях. В тех удивительных людях, которые встречают новоиспеченных студентов в первый учебный год и проходят с ними весь консерваторский путь. Приветливые, участливые, всегда готовые помочь, они знают по именам не только преподавателей, но и студентов, следят за их успехами и достижениями. За годы учебы прекрасные лица, которые встречают читателей на абонементе, становятся родными — сердечные Эрика Калюевна и Светлана Евгеньевна, Валентина Леонидовна и Татьяна Романовна, Татьяна Николаевна и Мария Геральдовна, всегда начеку строгая и справедливая заведующая Ольга Самуиловна. Нет фамилий, да и не все имена здесь названы — мы, читатели, многолетние пользователи библиотеки, зачастую не знаем имен тех, кто каждый день работает для нас.
К великому сожалению, самоотверженный труд библиотекарей остается безымянным — ведь сайт консерватории не дает полной информации о сотрудниках. А ведь стоило бы! Надо видеть, с каким трепетом Светлана Евгеньевна, светлый ангел нотной библиотеки, отзывается о своем отделе фонда —
оперных клавирах. И весь коллектив нотного отдела — воистину ангелы-хранители консерваторского образования! Тем больнее видеть состояние отдела в новом здании. Страшно представить, кто распорядился отправить нотную библиотеку в крошечное помещение с ледяным полом и без единой электрической розетки, с травмоопасными архивными стеллажами, не предназначенными для нот, в то время как гардероб расположился на огромной площади этажом выше, а самый просторный зал отдан столовой. В условиях жестокого дефицита, когда в распоряжении читателей осталась только десятая часть фонда (можно только представить себе чувства студентов, которые узнают, что отдела с нотами для их инструмента больше нет), библиотекари готовы сами в экстренном порядке делать копии необходимых изданий, но сейчас нет возможности подключить копировальный аппарат, не говоря уже о компьютерах. Не менее жалкое зрелище представляет и нынешний читальный «зал»... Обидно осознавать такое равнодушие — и к читателям, лишенным большей части фонда и самого каталога, который просто негде разместить, и особенно к преданным работникам консерваторской библиотеки. А на симпозиуме в зале Российского института истории искусств десятки ученых из России, Европы и Америки громкими овациями чествовали библиотеку, не имея представления о том, в каких условиях она оказалась сегодня.
Анастасия ЛОГУНОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~tyJLa