«Санктъ-Петербургъ Опера» онлайн

Фото: Марат Шахмаметьев

Фото: Марат Шахмаметьев

30 Мая 2020

«Санктъ-Петербургъ Опера» онлайн

В апреле Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» перешел в онлайн-формат. На официальных страницах соцсетей и на сайтах партнеров театр представил для зрителей несколько записей спектаклей. 

Первая трансляция состоялась 8 апреля в 19.00, театр «Санктъ-Петербургъ Опера» и Российский государственный институт сценических искусств представили уникальный совместный проект — музыкально-драматическую поэму «Октябрь 17-го» Вано Мурадели в постановке народного артиста РФ Юрия Александрова. Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» предложил зрителям посмотреть уникальную запись. Онлайн-показ прошел на официальном интернет-канале. 11 апреля премьера записи состоялась уже на официальном сайте московского издания «Театрал».
Премьера спектакля, созданного при участии ведущих артистов театра «Санктъ-Петербургъ Опера» и студентов курса народного артиста РФ Семёна Спивака, прошла 7 и 8 ноября 2017 года в Учебном театре «На Моховой». Спектакль «Октябрь 17-го» был отмечен премией Правительства Санкт-Петербурга. 
Режиссер спектакля, художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров разъясняет: «Мы дали этому спектаклю название “Октябрь 17-го”, не уточняя век, и посвящаем его 100-летию Октябрьской революции. Цифра здесь — 
и дата событий, происходящих в опере, и грядущий юбилей, и даже возраст героев, о которых идет речь в произведении. Нет ничего неожиданного в том, что театр заинтересовался этой темой, ведь мы в наших постановках не раз пытались разобраться в событиях отечественной истории. В нашем репертуаре уже есть “Крым” Мариана Коваля и “Молодая гвардия” Юлиана Мейтуса, которые стали спектаклем-диптихом “Чтобы помнили…”. А сегодня мы поставили перед собой очень сложную задачу: вернуть оперное творчество Мурадели молодому поколению. В нашем спектакле мы убрали почти все политические составляющие. В этой экспериментальной музыкально-драматической постановке музыка Вано Мурадели соседствует со стихами поэтов Серебряного века — 
Бальмонта, Блока, Гиппиус, Ахматовой, Маяковского. Поэтому мы и пригласили к участию в этом уникальном проекте студентов Российского государственного института сценических искусств».
Первый проректор РГИСИ, декан факультета музыкального театра и эстрадного искусства Елена Третьякова говорит: «Премьера постановки состоялась в Учебном театре «На Моховой» — актовом зале бывшего Тенишевского училища, где в начале XX века учились Набоков и Мандельштам, а Мейерхольд поставил знаменитый “Балаганчик” Блока. Так что спектакль освящен прекрасными художественными театральными традициями».
Первое исполнение оперы «Октябрь» Вано Мурадели состоялось в 1961 году в Кремлёвском дворце съездов, с участием артистов Большого театра. В отличие от постановки прошлого века, в спектакле Юрия Александрова нет ни поющего в Разливе Ленина, ни хора революционных матросов с «Авроры», зато отчетливо выделена чистая и трагическая история первой любви. Сестру милосердия Марину любит царский офицер Масальский. Она же влюблена в Андрея — большевика и агитатора. Масальский послан с заданием убить Андрея, однако Марина закрывает любимого своим телом...
10 апреля в 15.00 в рамках проекта 
#безантракта театр «Санктъ-Петербургъ Опера» представил запись оперы «Красная шапочка» Ц. Кюи. Бесплатный просмотр был доступен на официальном сайте «Фонтанки» и в социальных сетях. Количество просмотров составило свыше 90 тысяч.
Ц. Кюи — создатель классической детской оперы в России. Его оперы «Снежный богатырь», «Красная шапочка», «Иванушка-дурачок» и «Кот в сапогах» в начале XX века пользовались огромной популярностью, хотя и не были поставлены на профессиональной сцене. После смерти автора все эти произведения оказались забыты на долгие годы. Сегодня можно смело сказать, что напрасно.
Напомним, что театр «Санктъ-Петербургъ Опера» первым в России обратился к детскому музыкальному наследию великого русского композитора. В декабре 2017 года сказка о самом знаменитом коте, в постановке народного артиста Юрия Александрова, возвратилась на петербургскую сцену.
Опера «Красная шапочка», посвященная цесаревичу Алексею Романову, была написана в 1911 году. Она ни разу не звучала в сценическом исполнении в профессиональных театрах.
В марте 2019 года в «Санктъ-Петербургъ Опере» состоялась мировая премьера оперы «Красная шапочка». Спектакль получил современную оркестровку и яркое сценическое оформление с использованием видеоарта.
Лаконичный и не утомительный даже для самых маленьких зрителей спектакль вместил в себя наравне с вокальными номерами и танцевальные сцены в исполнении солистов театра. Спектакль пользуется огромным успехом у петербургской публики. Оказалось, что музыка Кюи может вдохновлять не только детей, но и взрослых, поэтому можно с уверенностью сказать, что очередной творческий эксперимент Юрия Александрова попал в цель.
19 апреля в 16.30 театр «Санктъ-Петербургъ Опера» в рамках проекта 
#безантракта представил запись постановки оперы Ж. Бизе «Искатели жемчуга». Спектакль был показан на сцене театра «Астана Опера» 10 ноября 2019 года, на гастролях в Казахстане. Ранняя опера Бизе — произведение с трудной судьбой, и в отличие от часто исполняемой и знаменитой «Кармен» она сегодня редко появляется на подмостках оперных сцен мира. 
«Искатели жемчуга» были первой оперой, которую молодому композитору заказал парижский Театр Лирик, в середине XIX века — 
главный театр французской столицы. Бизе сочинил ее стремительно — всего за несколько месяцев. После премьеры Гектор Берлиоз писал, что партитура «содержит множество прекрасных выразительных моментов, полных огня и богатого колорита». Однако при жизни композитора публика приняла «Искателей» прохладно — как, впрочем, и другие оперы. Исключение не составила даже жемчужина классического репертуара — «Кармен», провала которой 37-летний композитор не смог пережить. 
В основе либретто «Искателей» лежит рассказ о любви юноши Надира и жрицы Лейлы, на пути к счастью которых стоит Зурга — вождь, избранный племенем ловцов жемчуга, и давний друг Надира. Юрий Александров вместе с художником Вячеславом Окуневым превратили тривиальный сюжет с классическим любовным треугольником во вдохновляюще-красивую историю, происходящую в волшебной восточной стране. В исполнении солистов театра «Санктъ-Петербургъ Опера» «Искатели жемчуга» пленяют драматической выразительностью, мечтательной поэтической красотой музыкальной ткани и ориентальной пряностью звука.
«”Искатели жемчуга” — красивая сказка для взрослых, в которой есть место любви, подвигу и самопожертвованию. Я думаю, что людям XXI века нужны такие истории. Наш спектакль получился очень красочным и эмоциональным. Даже несмотря на трагичный финал, во многих странах, куда мы его привозили, публика с восторгом принимала ”Искателей” и выходила из зала с очень позитивным настроем…» — рассказал Ю. Александров.
«Санктъ-Петербургъ Опера» не может не откликнуться на особенную для нашей страны дату — 9 мая. Специально к юбилею Победы в Великой Отечественной войне коллектив организует показ уникального спектакля «Молодая гвардия», созданного по мотивам одноименной оперы Юлия Мейтуса. Это спектакль о любви, лирическая хроника о тех, чьи судьбы сломала война, но также и спектакль-размышление, откровенный разговор о современности.
Режиссер спектакля — художественный руководитель театра, народный артист России Юрий Александров — делится размышлениями о постановке: «Спектаклем “Молодая гвардия” театр продолжает свою работу на тему патриотического воспитания. Спектакль обращен прежде всего к нашей молодежи, той молодой гвардии, которая будет поднимать нашу страну, выводить ее из довольно сложной ситуации, в которой она оказалась. Именно молодая гвардия нашей страны должна решить ее будущее. А будущего без прошлого не бывает. Потому эти исторические страницы, которые пытаются «скомкать» в истории нашей жизни, пытаются переписать, так важны сейчас. Нам важно поднять этот пласт и разговаривать с молодежью, которая, по целому ряду причин, просто не знает свою историю или знает в искаженном виде. Важно войти со зрителем в контакт, в откровенный разговор о современности.
Это спектакль о любви, прежде всего о любви. Война в нашем спектакле остается в стороне. Война — это дамоклов меч, нависший над молодыми людьми. Рядом с вами будут молодые артисты театра «Санктъ-Петербургъ Опера» — ровесники легендарных молодогвардейцев — тех, кому посвящен этот спектакль, тех, кто не долюбил, не испытал счастья отцовства и материнства и в конечном итоге отдал самое ценное, что у него было — свою жизнь — во имя Родины и во имя вас, сидящих в зале».
Пресс-служба театра
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 5 (177), май 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~AzsRQ