«Сакральное и светское» в Доме композиторов

29 Ноября 2018

«Сакральное и светское» в Доме композиторов

В конце октября в переполненном зале Дома композиторов состоялось открытие очередного концертного сезона. Его уникальность заключалась в том, что ряд произведений был исполнен в России впервые, а почти половина представляла мировые премьеры. Они прозвучали в интерпретации женского хора Музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова (первое отделение концерта, за дирижерским пультом — Сабина Жалмухамедова) и концертного хора Санкт-Петербургского государственного института культуры (второе отделение, дирижеры — Василий Грачёв, Владимир Поляков, Лариса Яруцкая). Вел концерт известный петербургский композитор и дирижер Сергей Екимов, также с блеском выступивший в обоих этих качествах.

Основную идею вечера можно в двух словах выразить так: «Sacro e secolare» (то есть «сакральное и светское»). Причем и первое, и второе раскрыло широкую панораму как художественных тем, так и их конкретного музыкального воплощения. В течение довольно масштабного концерта публика услышала все — мессу и православные песнопения, шуточную песенку и любовный романс. Воодушевляет и стилевое разнообразие сочинений — радующая слух своей кажущейся простотой классическая гармония сопутствовала колоритным сонористическим приемам, прихотливые метроритмические и фактурные изыски сменялись изумляющими своей простотой решениями.
А во время остроумной в музыкальном отношении лаконичной пьесы Александра Радвиловича «Под дождем» дирижер должен был и вовсе находиться под зонтиком — надо полагать, для полноты ощущений.
В то же время программа невольно заставила задуматься о том, что некая сверхтема творчества многих композиторов — тоска по утраченной гармонии искусства. В этом смысле глубоко символично название открывшего вечер концерта для хора Валерия Фадеева — «Этот мир очарований…» (на стихи русских поэтов). Над этим миром не властны разрушение и хаос, когда слушатель оказывается в зоне распада звучащей материи. Этот же мир возвещает о складывавшихся многие века традициях русской хоровой музыки, нашедших свое преломление в опусах Дмитрия Смирнова (два хора на стихи В. Набокова), Анатолия Рыбалко («Романс Любовников» на стихи И. Бродского). О них же напоминает композиция Игоря Воробьёва «О Господи, подай любви» — сочинение выделяется удивительным фактурным разнообразием при максимально строгой рациональной организованности, Кульминация этой линии концерта — потрясающие по своей художественной силе романсы Якоба Дубравина (солист — Эдуард Хиль-младший) — все три сочинения в равной степени были лиричны и элегичны, мелодичны и поэтичны, проникновенны и вдохновенны, понятны и приятны.
Совершенно иной сюжет программы связан с обращением к сакральным жанровым моделям, причем разных конфессий. «Отче наш» Сергея Слонимского соединяет стилистику знаменного распева с утонченностью фактуры и гармонии, в которых нестандартные решения имеют четкие конструктивные основы. «Богородичные антифоны» Евгения Петрова впечатляют разнообразием композиционных приемов — от метрической переменности в условиях скупого двухголосия до григорианского хорала в виде cantus firmus, внешне напоминающего о ренессансном мотете. Изысканно решен в плане звукописи мини-цикл Сергея Екимова «Кондак и Величание», посвященный 300-летию Пензенской иконы Божьей Матери. А «Маленькая месса в стиле Моцарта» Григория Корчмара представила оригинальный опыт воплощения нереализованных замыслов великого австрийского композитора — его шесть тем и эскизов стали основой для фуг, где полифоническая техника пышно расцвела во всем своем разнообразии (почему-то именно это сочинение хор исполнил особенно полнозвучно — так, что каждую ноту можно было ощущать почти материально).
Хоровая музыка в любых своих жанровых проявлениях требует от композиторов особой дисциплины мышления, диктуемой уже самой исполнительской спецификой. Впрочем, она становится не только внешним ограничением для авторов, но и мощным стимулом для новых поисков и открытий, совершающихся буквально на наших глазах — большая часть исполнявшихся сочинений была написана в 2018 году…
Андрей ДЕНИСОВ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~wDjKg