«Садовник»

Фото из личного архива С. М. Шальмана

Фото из личного архива С. М. Шальмана

4 Октября 2019

«Садовник»

Сколько в человеке памяти, столько в нем человека.
Валентин Распутин

Два концерта скрипичной музыки, прошедшие в Шереметьевском дворце, были посвящены памяти выдающегося скрипача-педагога, профессора Ленинградской консерватории Бориса Александровича Сергеева в связи со 110-летием со дня его рождения. 

В статье «Не смейте забывать учителей…» к 100-летию педагога Анна Майорова писала: «Грустно, что имя Б. А. Сергеева постепенно забывается. Пройдите по консерватории, спросите — на выбор — студентов-струнников: “Кто такой — Борис Александрович Сергеев?” Ответить сумеют лишь единицы. Да и каков их ответ? — Сергеев… Это хороший педагог. Скрипач. И всё. Не мало ли?.. Еще печальнее, когда “малоизвестной” и даже “вырванной” страницей из истории Санкт-Петербургской консерватории становится благотворная деятельность истинного мастера, умелого воспитателя, мудрого наставника». 
Неудивительно, что инициатором, организатором и ведущим этого поразительно красивого, яркого двухдневного музыкального приношения Учителю был Савелий Маркович Шальман. Он не только, как и все воспитанники Сергеева, бережно хранит заветы своего учителя, развивает его методику преподавания, но и словно выполняет некую миссию сохранения памяти о любимом педагоге. 
К 85-летию со дня рождения учителя Савелий Маркович собрал воспоминания учеников Сергеева, которые послужили основой для его статьи с чудесным названием «Садовник». Вспоминается строчка из стихотворения Д. Самойлова: «Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь…» Без памяти мы действительно рискуем превратиться в пустошь. Концерты, проходившие под общим названием «Нашему незабвенному учителю посвящается», превратились в своеобразный мини-фестиваль, объединивший и именитых учеников профессора, и воспитанников (его «внуков» и даже «правнуков»), и тех его учеников, которые тоже посвятили себя педагогике. 
Напомним, что из класса Бориса Александровича Сергеева вышли и выдающиеся исполнители (М. Федотов, Т. Гринденко, С. Стадлер, Д. Берлинский, А. Мараш, А. Баранчик, Б. Кузнецов, Д. Петров и мн. др.), и выдающиеся педагоги (Г. С. Турчанинова, Л. А. Иващенко, Л. В. Аджемова, А. Ю. Юрьев, В. А. Добрынина, Б. П. Смирнов, С. М. Шальман, Т. К. Либерова, Б. Я. Комарницкий, Л. А. Вайман), и такие разносторонние музыканты, как скрипач и известный писатель Леонид Гиршович, скрипачка и историк скрипичного исполнительства Лидия Никифорова.
Трудно было придумать лучшую «увертюру» к этому празднику-посвящению Учителю, чем выступление Максима Федотова, одного из его ярчайших учеников, знаменитого российского скрипача и дирижера, народного артиста России, лауреата и победителя крупнейших международных конкурсов скрипачей, лауреата премии правительства Москвы, профессора Московской государственной консерватории 
им. П. И. Чайковского… Исполненная им знаменитая Чакона Баха звучала в контексте вечера как-то особенно страстно, мощно и одновременно как очень личностное переживание-высказывание исполнителя о судьбе выдающегося музыканта, любимого педагога. 
Два концерта имели воистину фестивальный размах! В них приняли участие два десятка скрипачей, среди которых и маститые музыканты, лауреаты международных конкурсов, подлинные звезды скрипичного исполнительства, и учащиеся ДШИ, ССМШ. 
Высочайший уровень исполнительства, культура звука, артистическая яркость отличали выступления всех без исключения представителей старшего и среднего поколения сергеевцев. 
В концертах приняли участие: Лев Клычков (заслуженный артист России, концертмейстер ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии), Виктор Дерновский (концертмейстер симфонического оркестра г. Мюлуз, Франция), лауреаты международных конкурсов Дмитрий Петров, Илья Козлов, Юлия Пьяникова, Елена Бердникова (оркестр Мариинского театра), артисты ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича Елизавета Петрова, Давид Чакветадзе, лауреат международных конкурсов, преподаватель класса скрипки ССМШ Александра Коробкина. 
Звучали произведения Баха, Вивальди, Бетховена, Паганини, Шуберта, Брамса, Маурера, Эрнста, Изаи, Сметаны, Блоха, Венявского, Крейслера, Франка, Грига, Чайковского, Глазунова, Ваксмана, Динику и др., являющиеся не только украшением скрипичного репертуара, но и предъявляющие высочайшие требования к мастерству исполнителей. 
В ансамбле со скрипачами выступили рядом со студентами училища и консерватории ведущие концертмейстеры Санкт-Петербурга, дипломанты, лауреаты международных конкурсов, мастера концертмейстерского искусства: И. Дзекцер, К. Гаврилова, Д. Абдурасулова, Д. Шапошникова, Е. Дьякова, А. Киевская, М. Панков, А. Андреев, С. Медведева, А. Костенко, А. Александров, Д. Вепринцева. 
Программа фестиваля собрана не только из эффектных выступлений. В ее драматургии присутствовала душа — атмосферу вечеров создавал С. М. Шальман, который в качестве ведущего соединял концертные номера с воспоминаниями о Борисе Александровиче Сергееве.
Казалось, что энергия праздника распространялась на весь мир. Ведь ученики Сергеева сегодня работают не только в России, но и далеко за ее пределами. Савелий Маркович передал привет участникам от Л. В. Аджемовой, которая живет в Сан-Франциско, но в эти минуты мысленно была на одной волне воспоминаний со всеми «сергеевцами». Сердечность концертным программам придавали и лаконичные, очень искренние воспоминания-зарисовки М. Федотова, Л. Клычкова, В. Дерновского и других участников. 
Особенно оживленным и радостным был второй вечер. Ведь именно тогда преимущественно выступали молодые скрипачи, «внуки» и «правнуки» профессора Бориса Александровича Сергеева, сегодня направляемые к вершинам мастерства учениками профессора: Аполлинария Солопова (ДМШ № 1, класс И. Б. Чичиной), Тимур Мустафин и Иван Малков (ДШИ «На Петроградской», класс Е. Л. Мозговой), лауреаты международных конкурсов Евгения Садовникова (ССМШ, класс А. А. Коробкиной), Никита Андреев (ССМШ, класс С. М. Шальмана), Никита Шишкин (Музыкальное училище им. Н. А. Римского-Корсакова, класс Т. Л. Корчмар), Ольга Красикова (ССМШ, класс Л. А. Барановой).
Символичны финалы концертных программ. Первую завершали «музыкальные внуки» Б. А. Сергеева, учащиеся Специальной музыкальной школы при консерватории (М. Фаррахова, И. Плис, А. Городнина, П. Гримайло), которые исполнили Концерт для четырех скрипок немецко-российского скрипача, дирижера и композитора XIX века Людвига Маурера. Его имя отсылало к истокам русской скрипичной школы, к эпохе великого педагога Леопольда Ауэра, учениками которого были и учителя Бориса Сергеева — М. Б. Полякин и Ю. И. Эйдлин. 
Своеобразной завершающей изящной «виньеткой» мини-фестиваля памяти Бориса Александровича Сергеева стало выступление ансамбля «Три сестры» (Елизавета, Мария и София Петровы) с пьесами Бриджа «Близко к сердцу» и Говарда «Путешествие во времени», названия которых словно подытоживали смысловую и душевную направленность происходящего. 
В стремительном беге современной жизни нам порой некогда остановиться, сосредоточиться, вспомнить имена людей, которыми мы сегодня гордимся. Чингиз Айтматов обозначил проблему потери памяти человечеством как катастрофическую тенденцию современной цивилизации. Он писал: «Человек не умирает, пока живут знавшие его». Помнить, передавать память из поколения в поколение — высочайшее нравственное качество, драгоценный талант.
Елена ИСТРАТОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 9 (170), октябрь 2019 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~ZlAnV