«Русские потешки» в Нижнем Новгороде

19 Июня 2015

«Русские потешки» в Нижнем Новгороде

В конце апреля в зале Нижегородской консерватории им. М. И. Глинки состоялся авторский концерт петербургского композитора Вадима Бибергана с Нижегородским русским народным оркестром. Созданный более 20 лет назад настоящим энтузиастом и мастером своего дела народным артистом России профессором Виктором Александровичем Кузнецовым, этот коллектив вырос в один из лучших народных оркестров России. Его отличает постоянный интерес к новой музыке, он сотрудничает со многими российскими композиторами, в том числе и с петербургскими (недавно на одном из фестивалей прозвучали сочинения В. Круглика и С. Нестеровой).

Знакомство музыкантов с творчеством Вадима Бибергана состоялось в 1990 году на нижегородской премьере кинофильма Глеба Панфилова «Мать». С тех пор многолетнее плодотворное содружество связывает композитора с этим коллективом, в репертуар которого входят практически все его сочинения для народных инструментов. Нижегородцы сыграли несколько авторских программ Вадима Бибергана, записали два диска и часто включают его произведения в свои концерты.
Вадим Биберган — автор симфонических, камерных сочинений, песен и романсов, музыки более чем к 80 кинофильмам, к театральным постановкам. Музыка для народных инструментов входит в сферу постоянных интересов композитора. Его привлекают их неповторимые тембры — мягкость звучания домр и балалаек, залихвастская удаль гармоник, своеобразная, чуть гнусавая интонация брелок и жалеек, затейливые ритмические узоры ложек и трещоток, завораживающая красота переборов звончатых гуслей. Поиски композитора в этой области идут в ногу с его исканиями в симфонической и камерной музыке, дополняя друг друга.
Уже почти полвека звучит концертная сюита В. Бибергана «Русские потешки», сочинение в своем роде уникальное, новаторское и сегодня звучащее по-прежнему свежо и ярко. Сколько здесь юмора, веселья, азартного музицирования, «подначивания» музыкантами друг друга! «Я с восхищением слушаю “Русские потешки”», — писал Д. Д. Шостакович своему бывшему аспиранту. С таким же восхищением и блеском исполнили сюиту нижегородцы. Под стать «Потешкам» прозвучал концерт для народного оркестра «Веселый торжок». Оживленная ярмарочная кутерьма, зазывные звуки жалеек, словно русские фанфары, призывающие всякого прохожего не пройти мимо и принять участие в празднике, разливы удалой гармошки, пересвистывание разного рода окарин — всё это создает пеструю, шумную картину народного гуляния. Перед нами словно ожило и зазвучало живописное полотно Б. Кустодиева «Вербный торг». Специально для исполнения этой пьесы в Нижний Новгород приехали владимирские рожечники — С. Трифонов, Д. Шишков и А. Лебедев, создавшие своими звонкоголосыми жалейками особую праздничную атмосферу концерта.
«Променад-сюита» — это музыкальные картинки городской жизни, гуляний (променадов) в парках, садах под звуки духового оркестра, исполняющего марши, вальсы, польки. Она и написана для духовых и ударных инструментов, но в переложении для русских народных инструментов, сделанном А. Гиршем, она не теряет своего обаяния. В популярные и по сей день жанры композитор вносит нотки иронии, легкой усмешки. Чего стоит вальс, вся мелодия которого состоит из одного тянущегося на протяжении 16 тактов звука или полька, в которой слышится мотив легкомысленной фривольной песенки, марш, пародирующий игру провинциального любительского оркестра, где фальшивых звуков больше, чем чистых, и, наконец, стремительный галоп с оглушительными пистолетными выстрелами. Оркестр и здесь откликнулся на взрывы композиторской фантазии, находя изюминку в каждой части и подчеркивая «вкусные» детали.
Программа концерта показала разные грани творчества В. Бибергана. Два вальса — «Посвящение В. В. Андрееву» и Старинный вальс из кинофильма «Васса» — покорили тонким лиризмом. Меланхолическая грусть, томность романсовых интонаций необыкновенно красиво прозвучали в исполнении струнной группы оркестра (так называемый «андреевский состав»), гибко владеющей разными оттенками piano. Ария и «Любимая мелодия» (парафраз на тему Игоря Цветкова) — сочинения другого плана, оба они написаны для фортепиано с оркестром. Ария рождается из интонаций, близких музыке XVIII века, «Любимая мелодия» — песня
И. Цветкова из телефильма «Приключения четырех друзей».
И Ария, и «Любимая мелодия» захватывают силой и высотой чувства. С большим воодушевлением исполненные музыкантами (партия фортепиано — автор), эти произведения стали своеобразной драматической кульминацией концерта.
Впервые в исполнении русского народного оркестра прозвучали музыкальные зарисовки по повести английской писательницы
Ф. Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой». С этим сюжетом В. Биберган столкнулся в кинофильме «Радости и печали маленького лорда», к которому он написал музыку. История восьмилетнего мальчика, тянущегося к добру и справедливости, показалась композитору актуальной и нужной в наше время, когда материальные, денежные интересы порой выходят на первый план, заслоняя самое важное в жизни человека — любовь, сострадание к ближнему, желание помочь. На основе музыки к фильму родилась сюита для симфонического оркестра, переложенная затем специально для Нижегородского русского народного оркестра В. Сорожкиным. Оркестр и женский хор консерватории (руководитель Г. Супруненко) нашли особый, мягкий и теплый, характер звучания для этого произведения.
И еще одна премьера. В эти весенние дни накануне 70-летия
Победы не могла не прозвучать песня В. Бибергана «Салют Победы» на слова Д. Лившица. Мужественная, ликующая мелодия торжественно и празднично прозвучала в исполнении молодого певца —
солиста нижегородского оперного театра В. Ряузова.
Под управлением В. Кузнецова, замечательного музыканта, артистичного и опытного дирижера, сложная и разнообразная программа концерта была сыграна с большим подъемом и воодушевлением. Звучание оркестра отличалось высокой культурой, художественным вкусом, богатой палитрой красок, тонкой нюансировкой. Особенно выразительной была струнная группа, технически очень оснащенная, необычайно гибкая и подвижная в тембровых решениях, в динамических оттенках — от тончайшего piano до мощного насыщенного звука в кульминациях.
Мария ВАСИЛЬЕВА
Источник:  http://www.nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~As99s