«Россия спасётся, знайте!»![]() Фото: Леонид Торопов «Россия спасётся, знайте!»2 ноября в Государственной академической капелле в рамках «Невских хоровых ассамблей» — 2019 Кубанский казачий хор представил авторскую программу народного артиста России Виктора Захарченко, возглавившего прославленный коллектив 45 лет назад. В концерте также принял участие оркестр камерной музыки «Благовест» под управлением заслуженной артистки Кубани Ларисы Городжановой.
В разные годы на «Невских хоровых ассамблеях» с неизменным успехом выступали ведущие исполнители фольклора и духовной музыки множества стран и народов. Нынешнее появление старейшего в России народного коллектива, основанного незадолго до начала Отечественной войны 1812 года, занимает в этом обширном списке особое место. Ведь, в отличие от выступлений представителей иных культурных традиций, этот концерт стал поводом более пристально всмотреться вглубь собственной истории, и, в конечном итоге, в самих себя.
Искусство Кубанского казачьего хора глубоко канонично. В нынешнем его виде давно сложившемуся и неукоснительно соблюдаемому канону подчинено всё: способ выстраивания программы, стиль поведения на сцене, манера звукоизвлечения певцов, особенности игры инструменталистов, костюмы. И все это успешно передается от поколения к поколению.
Почти полвека важнейшую роль в деятельности коллектива играет знаток казачьего фольклора, худрук и главный дирижер, композитор Виктор Захарченко. В прошлом году ему исполнилось восемьдесят, но творческая энергия мэтра не иссякает. Благодаря ей хор сохраняет высочайший профессиональный уровень, безболезненно обновляет состав, в том числе лучшими выпускниками организованной Захарченко школы-интерната народного искусства, продолжает развиваться и совершенствоваться.
Представленная в Петербурге авторская программа «Россия спасется, знайте!» обобщает достижения коллектива и его руководителя за десятилетия совместного творчества.
Стержень программы неизменен — многовековая казачья певческая традиция во всем ее многообразии, с русско-украинским двуязычием и особой музыкальной интонацией. Захарченко-композитор пишет именно в ее русле, осмысляя в рамках канона лучшие поэтические образцы, порой совсем неожиданные. Собственно, название программы — строка из стихотворения Зинаиды Гиппиус, которое в руках Захарченко приобрело, казалось бы, совсем ему не свойственное, но от этого не менее убедительное и пронзительное звучание. В мелодической интерпретации Виктора Гавриловича стихи А. К. Толстого, И. Бунина, Н. Рубцова,
Н. Мельникова, Леси Украинки и многих других становятся неотъемлемой частью репертуара кубанцев и совершенно естественно сосуществуют с этнографическими образцами, собранными в казачьих станицах.
Искусство Кубанского хора — глубоко народное, в том смысле, что непроизвольно вызывает отклик у каждого соотечественника, что еще раз и подтвердило выступление в переполненном зале капеллы.
В качестве эпиграфа к программе мужская группа хора «грянула» аллемановскую «Взбранной воеводе». И славно грянули (пишу вовсе без булгаковской иронии): яркая, насыщенная звуковая волна, да еще в благодатной для хора капелльской акустике, буквально с головой накрыла слушателей. Подобное воздействие на зал на моей памяти производил только знаменитый грузинский ансамбль «Рустави».
Затем к мужчинам присоединилась женская группа хора и инструменталисты. Несмотря на камерность (пятеро баянистов, три балалайки, включая контрабас, ударник и несколько духовых), инструментальный состав, игравший, кстати, всю программу без нот, обеспечивал хору и солистам уверенную поддержку.
На протяжении вечера, шедшего в одно отделение, состав исполнителей по необходимости менялся, однако в большей части номеров главными действующими лицами были участники хора — солисты. Подчиняясь их жесту (дирижера на сцене не было), хор и оркестр создавали блистающим выдающимися вокальными данными певцам, без преувеличения, драгоценную оправу. Целую волну вздохов в зале вызвали близкие к инфразвуку нижние ноты баса-октависта Дмитрия Селезнёва, которому пришлось повторить песню «Взяв би я бандуру» на бис.
Одна из важнейших исполнительских особенностей этого хора — универсальность его участников. Кажется, любой из хористов может спеть соло, сыграть на скрипке или гармонике, изобразить «фирменный» соловьиный посвист (особый восторг зрителей вызвало целое «соловьиное» трио, в котором за трелями отчетливо опознавалась речевая канва «птичьего поединка»).
Кубанский казачий хор — уникальный коллектив. Это единое целое, в котором безупречная слаженность и мастерство сочетаются с простотой и естественностью. Их искусство — живое, одновременно древнее, хранящее традиции, и современное, постоянно обновляющееся, — истинное достояние народа.
Александр ВОВК
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 11 (172), декабрь 2019 г.
Источник:
https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Lp48J
| ![]() ![]()
С 12.09.2022 20:20:00 по 04.04.2023 21:20:00 «Пётр и Александр — небесные покровители Российской империи»
С 10.10.2022 16:50:00 по 05.04.2023 17:50:00 «Ночь, улица, фонарь, аптека...» С 06.12.2022 10:30:00 по 06.06.2023 11:30:00 «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга» С 21.12.2022 12:40:00 по 16.04.2023 13:40:00 «Когда зеркало зеркалу снится» С 22.12.2022 11:50:00 по 23.04.2023 12:50:00 «Культурный код. Каверин 2.0» С 24.12.2022 09:20:00 по 04.04.2023 10:20:00 Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX и XX веков С 18.01.2023 16:10:00 по 18.06.2023 17:10:00 «Артерии Победы» ![]() |