«Россия спасётся, знайте!»

Фото: Леонид Торопов

Фото: Леонид Торопов

29 Ноября 2019

«Россия спасётся, знайте!»

2 ноября в Государственной академической капелле в рамках «Невских хоровых ассамблей» — 2019 Кубанский казачий хор представил авторскую программу народного артиста России Виктора Захарченко, возглавившего прославленный коллектив 45 лет назад. В концерте также принял участие оркестр камерной музыки «Благовест» под управлением заслуженной артистки Кубани Ларисы Городжановой.

В разные годы на «Невских хоровых ассамблеях» с неизменным успехом выступали ведущие исполнители фольклора и духовной музыки множества стран и народов. Нынешнее появление старейшего в России народного коллектива, основанного незадолго до начала Отечественной войны 1812 года, занимает в этом обширном списке особое место. Ведь, в отличие от выступлений представителей иных культурных традиций, этот концерт стал поводом более пристально всмотреться вглубь собственной истории, и, в конечном итоге, в самих себя.
Искусство Кубанского казачьего хора глубоко канонично. В нынешнем его виде давно сложившемуся и неукоснительно соблюдаемому канону подчинено всё: способ выстраивания программы, стиль поведения на сцене, манера звукоизвлечения певцов, особенности игры инструменталистов, костюмы. И все это успешно передается от поколения к поколению.
Почти полвека важнейшую роль в деятельности коллектива играет знаток казачьего фольклора, худрук и главный дирижер, композитор Виктор Захарченко. В прошлом году ему исполнилось восемьдесят, но творческая энергия мэтра не иссякает. Благодаря ей хор сохраняет высочайший профессиональный уровень, безболезненно обновляет состав, в том числе лучшими выпускниками организованной Захарченко школы-интерната народного искусства, продолжает развиваться и совершенствоваться.
Представленная в Петербурге авторская программа «Россия спасется, знайте!» обобщает достижения коллектива и его руководителя за десятилетия совместного творчества.
Стержень программы неизменен — многовековая казачья певческая традиция во всем ее многообразии, с русско-украинским двуязычием и особой музыкальной интонацией. Захарченко-композитор пишет именно в ее русле, осмысляя в рамках канона лучшие поэтические образцы, порой совсем неожиданные. Собственно, название программы — строка из стихотворения Зинаиды Гиппиус, которое в руках Захарченко приобрело, казалось бы, совсем ему не свойственное, но от этого не менее убедительное и пронзительное звучание. В мелодической интерпретации Виктора Гавриловича стихи А. К. Толстого, И. Бунина, Н. Рубцова, 
Н. Мельникова, Леси Украинки и многих других становятся неотъемлемой частью репертуара кубанцев и совершенно естественно сосуществуют с этнографическими образцами, собранными в казачьих станицах.
Искусство Кубанского хора — глубоко народное, в том смысле, что непроизвольно вызывает отклик у каждого соотечественника, что еще раз и подтвердило выступление в переполненном зале капеллы.
В качестве эпиграфа к программе мужская группа хора «грянула» аллемановскую «Взбранной воеводе». И славно грянули (пишу вовсе без булгаковской иронии): яркая, насыщенная звуковая волна, да еще в благодатной для хора капелльской акустике, буквально с головой накрыла слушателей. Подобное воздействие на зал на моей памяти производил только знаменитый грузинский ансамбль «Рустави».
Затем к мужчинам присоединилась женская группа хора и инструменталисты. Несмотря на камерность (пятеро баянистов, три балалайки, включая контрабас, ударник и несколько духовых), инструментальный состав, игравший, кстати, всю программу без нот, обеспечивал хору и солистам уверенную поддержку.
На протяжении вечера, шедшего в одно отделение, состав исполнителей по необходимости менялся, однако в большей части номеров главными действующими лицами были участники хора — солисты. Подчиняясь их жесту (дирижера на сцене не было), хор и оркестр создавали блистающим выдающимися вокальными данными певцам, без преувеличения, драгоценную оправу. Целую волну вздохов в зале вызвали близкие к инфразвуку нижние ноты баса-октависта Дмитрия Селезнёва, которому пришлось повторить песню «Взяв би я бандуру» на бис.
Одна из важнейших исполнительских особенностей этого хора — универсальность его участников. Кажется, любой из хористов может спеть соло, сыграть на скрипке или гармонике, изобразить «фирменный» соловьиный посвист (особый восторг зрителей вызвало целое «соловьиное» трио, в котором за трелями отчетливо опознавалась речевая канва «птичьего поединка»).
Кубанский казачий хор — уникальный коллектив. Это единое целое, в котором безупречная слаженность и мастерство сочетаются с простотой и естественностью. Их искусство — живое, одновременно древнее, хранящее традиции, и современное, постоянно обновляющееся, — истинное достояние народа.
Александр ВОВК
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 11 (172), декабрь 2019 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Lp48J